Известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич называет этимологию – науку, изучающую значение слов, – своим хобби. Вот, например, взял он однажды всем знакомое, и, кстати, очень популярное в советском прошлом, слово «энтузиаст». И обнаружил, что на самом-то деле, происходит оно от латинского «enTheos», что дословно означает «в Боге». И в этом смысле Дмитрий Соколов-Митрич совсем не против считать себя настоящим энтузиастом! По крайней мере, в сборнике его статей под названием «Непоследние времена», вышедшем в издательстве «Никея», энтузиазм автора ощущается едва ли не с первых строк.
Заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», а в прошлом – спецкор «Известий», Соколов-Митрич пишет в лучших традициях «старой» журналистской школы. У его статей яркий литературный язык, индивидуальный, легко узнаваемый, стиль, в них остро ощущается дар автора чувствовать и понимать своих героев. Каждый его репортаж – без преувеличения, маленький шедевр, и одновременно редкий образец того, какой должна быть настоящая журналистика, без скидок на эпоху твиттера и фейсбука (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В этом, пожалуй, и есть главная ценность материалов Дмитрия Соколова-Митрича, вошедших в сборник «Непоследние времена». Автор не ставит цели банально «отметиться» как свидетель или участник какого-либо события. В своих статьях на первый план он выносит не себя, любимого, а реальную проблему или личность - в зависимости от того, о чем, или о ком пишет. А пишет он всегда на острые, злободневные, близкие каждому темы. Например, в статье с легко узнаваемым названием «Бабушка-процентщица», автор рассказывает об уникальных способностях пенсионерки из Суздаля выискивать в счетах за коммунальные услуги незаконно начисленные платежи, и добиваться справедливого пересчета платы за ЖКХ. К ней за помощью обращаются и бизнесмены, и крупные предприятия, и рядовые горожане… Забавная на первый взгляд ситуация вскрывает, тем не менее, одну из самых актуальных и наболевших проблем…
А если уж автор берется за очерк, то получается, безо всякой иронии, настоящая картина маслом. При этом каждый штрих выписан так тонко и вдохновенно, что литературные портреты буквально оживают! И когда читаешь, к примеру, о заключённом Анатолии, который в тюрьме вдруг отыскал тропинку к Богу, кажется, что смотришь этому человеку прямо в глаза, и веришь: его жизнь точно изменится к лучшему. Ведь, как обнадеживает нас Дмитрий Соколов-Митрич, на дворе пока еще «Непоследние времена».
С вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.