— Ещё чаю, Наташенька?
— Да, с удовольствием. Он у вас такой душистый.
— О чём ты так крепко задумалась?
— Меня уже несколько дней тревожит странное воспоминание. Когда-то давным-давно, ещё в детстве, я видела потрясающую картину. Впечатление от неё было столь сильным, что не стёрлось за много лет. Так хочется снова увидеть это полотно!
— Так надо его отыскать!
— Но как? Я не помню ни названия, ни автора! Даже обидно — любой текст можно найти в интернете, набрав в поисковике несколько слов. Даже мелодию можно напеть, и специальная программа укажет композитора и предложит послушать произведение целиком. А как искать картину? Как передать поисковику образ, который у тебя перед глазами?
— А если описать в интернете содержание полотна?
— Я пробовала, и ни одна поисковая система не смогла распознать в моём описании картину. Там нарисована белая каменная стена. За ней церковь. На переднем плане — цветущие деревья. Небо золотисто-розовое в лучах заката. Настоящая идиллия. И на её фоне — горько плачущий человек. Кажется, монах. Он сидит на лавке, уронив лицо на ладони.
— Я, кажется, догадалась, о каком произведении речь. Ну-ка, посмотри вот на эту репродукцию.
— Не может быть! Это та самая картина, которая так долго тревожила моё воображение!
— Не удивительно, что тревожила. Работа Кириака Костанди «Цветущая сирень» обладает удивительным свойством оставлять в душе неизгладимый отпечаток. Когда в 1902 году полотно впервые было выставлено в Одессе в художественном музее, студенты местного художественного училища каждый день приходили взглянуть на неё. Об этом оставил воспоминания в своём дневнике один из тех молодых художников, Амшей Нюренберг. Он сравнивал палитру Костанди с россыпью самоцветов.
— Цвета на этом полотне по своей насыщенности и впрямь похожи на драгоценные камни. Но главное достоинство картины «Цветущая сирень» даже не в этом. Художник противопоставил человеческому горю расцвет природы и этим контрастом подчеркнул и то, и другое. Я помню, как в детстве мне было пронзительно жаль бедного монаха. Вокруг всё цветет, а он безутешно горюет!
— Что ж, такая трактовка картины вполне возможна. Но её нельзя назвать единственно верной.
— Но какие здесь ещё возможны варианты, Маргарита Константиновна?
— Во-первых, плакать можно по разным причинам. Вероятно, что у монаха на картине Кириака Костанди и в самом деле случилось несчастье. А может, инок сокрушается о грехах. Или это светлые слёзы — помнишь, как у Алёши Карамазова в романе Федора Достоевского?
— Это моё любимое место в «Братьях Карамазовых». Старец Зосима умер, Алеша увидел его во сне на пиру в Царстве Небесном, и плакал.
— Тот необычный сон стал Алёше ответом на терзавшие его сомнения. Юноша осознал реальность Бога, и плакал от духовного восторга.
— Если монах на картине Костанди переживает нечто подобное, то цветение сирени как будто отражает его состояние.
— Да! Весенний расцвет природы на полотне Кириака Костанди — символ Божией благодати, животворящей и обновляющей этот мир. В своей картине «Цветущая сирень» художник хотел показать, что Господь слышит плачущего, разделяет с человеком и скорби, и радости, выплёскивающиеся слезами из глубины души.
— Наверное, когда видишь картину вживую, это особенно чувствуется. А где сейчас находится подлинник?
— Там же, где и всегда — в Одесском художественном музее.
— Ну конечно! Именно в Одессе я могла видеть картину в те далёкие годы, когда гостила там у тёти, маминой сестры. Может быть, ещё когда-нибудь побываю в этом солнечном городе, поброжу по улочкам моего детства, увижу «Цветущую сирень» Кириака Костанди.
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема