— Мама, тебе нравится вот эта картина — «Пасхальная заутреня в Малороссии»?
— Да, Света, очень. Всякий раз, бывая здесь, в Рыбинском музее-заповеднике, я любуюсь ею. Автор, Николай Пимоненко так живо передал атмосферу пасхальной ночи! Смотришь и заново переживаешь радость. Люди стоят возле маленькой деревянной церкви с зажжёнными свечами, и я буквально слышу, как они восклицают: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» А на земле, смотри, на белоснежных полотенцах разложены яства для освящения. Здесь и куличи, и творожная пасха, и крашеные яйца.
— Помнишь, когда у нас в деревне батюшка после пасхальной службы еду освящал, мы вот так же её на земле раскладывали. Только куличи на картине другие — больше на каравай похожи.
— В каждой местности свои кулинарные традиции. У нас деревня под Москвой, а где происходит действие картины, точно не могу сказать. В названии картины художник указал только, что это Малороссия, то есть Украина.
— Если позволите, я уточню. Николай Пимоненко запечатлел на полотне церковь в селе Малютянка, что в тридцати километрах от Киева. Простите, что вмешался в разговор, но захотелось поделиться.
— Спасибо, что поделились! Так любопытно узнавать подробности о понравившейся картине.
— И о художнике! Он жил в этом селе — в Малютянке?
— Да, с 1888-го по 1911 год. Николай Пимоненко родился в Киеве, в двадцать лет поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Но окончить её не смог — заболел туберкулёзом, и врачи настоятельно рекомендовали ему сменить климат. Николай Корнильевич вернулся на родину и купил дом в Малютянке.
— Как жаль, что он не получил образования!
— Художник не получил диплом, но образование и мастерство, безусловно, были при нём. А за картину «Пасхальная заутреня в Малороссии» в 1891 году Николаю Пимоненко присвоили звание почетного вольного общника, то есть неофициального члена Императорской академии художеств. Так коллеги отметили его способность с любовью отражать обычаи земляков.
— В этой способности художника легко убедиться! Стоит только посмотреть, как подробно он изобразил национальные костюмы.
— О, да! Картина «Пасхальная заутреня в Малороссии» — кладезь для этнографа. Здесь и белые вышитые сорочки, и девичьи венки с цветами и лентами, и домотканые кафтаны, жупаны, подхваченные яркими поясами, и красные многоярусные бусы — намыста. Именно так одевались жители киевских предместий по праздникам в конце девятнадцатого века.
— Скажите, пожалуйста, а молиться на улице на Пасху — это тоже народный обычай?
— Да, после пасхального богослужения в храме прихожане по традиции выстроились в церковном дворе, чтобы освятить куличи, пасху, крашеные яйца. В этом радостном обряде православные обращаются к Богу с просьбой благословить трапезу. Огоньки свечей у них в руках символизируют продолжение общей праздничной молитвы. Отблеск золотистого сияния лежит на лицах людей, на яствах, приготовленных для освящения. Этот свет собирает воедино картину Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». И знаменует общность верующих во Христа!
Картину Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии» можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.