
Деян., 47 зач., XXIII, 1-11.
Глава 23.
1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Так или иначе, но любой человек сталкивается с необходимостью иметь дело с представителями власти. Далеко не всем приятно такое взаимодействие, но оно неизбежно: у каждого из нас есть те, кто стоят над нами. Так было, есть и будет устроено любое человеческое сообщество. А потому вопрос о том, каким образом христианин должен поступать в отношении к власти отнюдь не праздный.
В этом отрывке книги Деяний святых апостолов нам предложен пример общения апостола Павла с синедрионом, то есть с высшим собранием иудейской религиозной знати. Очень примечательно, что это собрание возглавлял человек, негативные отзывы о котором известны из не связанных с Новым Заветом источников. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что первосвященник Анания был человеком гордым и грубым, кроме этого, можно найти информацию, что в конечном итоге за свои многочисленные преступления Анания подвергался гражданскому суду, и умер он насильственной смертью — был убит мятежниками в начале Иудейской войны.
Во время речи апостола Павла перед синедрионом Анания тоже проявил себя как в высшей степени непорядочный человек: он без всякой причины приказал бить апостола. Павел возмутился, его возмущение понятно и обосновано: синедрион должен базировать свои действия на законе, а избиение кого-либо прежде вынесения соответствующего приговора — это беззаконие. Именно против этого и восстал апостол. Но ему сообщили, что Анания — не простой член синедриона, он — первосвященник. Конечно, многих исследователей удивляет тот факт, что Павел не знал об этом. Но, как бы то ни было, апостол тут же прекращает произносить какие-либо обличительные слова в отношении Анании и цитирует заповедь из библейской книги Исход: «Судей не злословь и начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22:28). Из чего становится понятным: апостол не считал эту заповедь устаревшей и неактуальной, он её исполнил даже в отношении такого нечестивого человека, каковым был Анания. Получается, что эта заповедь является в равной мере и христианской: каким бы ни был представитель власти, о нём нельзя говорить что-либо дурное.
Конечно, может показаться, что, поступая таким образом, мы лишаем себя права голоса, и, как следствие, уклоняемся от участия в работе над улучшением нашего общества. Но так можно полагать только в том случае, если мы не верим в то, что Бог стоит над всеми людьми, что без Его воли волос не упадёт с головы человека (ср. Мф. 10:30). Апостол Павел верил словам Христа и верил Священному Писанию, и в конечном итоге он оказался прав: Анания закончил свою жизнь крайне трагично, его имя стало нарицательным, и за этим стоят не люди, за этим стоит Бог, Который в силах изменить любое общество к лучшему в том случае, если каждый член этого общества по своей свободной воле в качестве своего основного закона изберёт вечный и непреложный закон Божий.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема