Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.
Глава 20.
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди богословских наук, которые изучаются в духовных семинариях, есть курс пастырского богословия. Этот раздел богословской науки посвящён, как и следует из его названия, пастырству, а содержательным наполнением пастырского богословия являются всестороннее исследование священнического служения, в том числе его происхождение, его связи со Священным Писанием и Преданием, говорится также и о том, каким образом человек должен себя готовить к принятию священного сана и как действовать после его принятия. Есть в пастырском богословии и разделы, которые говорят о тех искушениях, которые подстерегают священника. Несмотря на то, что очень многие люди склонны думать о себе самих как о совершенно уникальных и абсолютно особенных, мы очень похожи друг на друга, нас всех подстерегают одни и те же как физические, так и духовные опасности. То же самое можно сказать и про священников: все подвергаются одним и тем же вызовам, которые можно классифицировать, описать и, изучив, постараться обойти их стороной.
Самое болезненное, неприятное и с трудом поддающееся диагностике пастырское искушение описал в этом отрывке апостол Павел. Он, при прощании в качестве предупреждения своим духовным чадам, сказал, что из них «самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Собственно, это и есть вызов для любого священника: в какой-то момент начать привлекать людей не ко Христу, а к самому себе. Дело в том, что так поступать значительно проще, и мало кто готов всегда сознательно выбирать более сложный путь. А ещё привлекать не ко Христу, а к себе во всех смыслах выгоднее: как психологически, так и финансово. Но и апостол Павел, и все курсы пастырского богословия, да и сама логика Нового Завета предупреждают: это тупиковый и очень опасный путь. Предупреждают они об этом как и самих священников, так и всех христиан.
Но как понять, в какую сторону ведёт свою паству тот или иной священник?
Апостол Павел напрямую здесь не затрагивает этот вопрос, но в качестве подтверждения истинности своих мыслей он произносит очень важные слова, которые могут быть использованы в качестве вполне достоверного маркера, апостол говорит, что «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Самый яркий и очевидный критерий — абсолютная бескорыстность служения. Но чтобы сохранять бескорыстность, необходимо быть предельно внимательным к самому себе и с последовательной настойчивостью отвергать любое пристрастие к материальным благам.
Дай Бог, чтобы мы — священнослужители — были верны своему высокому призванию, чтобы у нас хватало сил быть Христовыми, но крайне маловероятно, что мы сможем своими силами победить возникающие искушения, а потому мы очень нуждаемся в молитвах всех наших братьев и сестёр во Христе.
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.
6 мая. Об иконографии святого Великомученика Георгия Победоносца
Сегодня 6 мая. День памяти Великомученика Георгия Победоносца.
Об иконографии святого, — священник Августин Соколовски.