
Апостолы
Деян., 31 зач., XII, 25 — XIII, 12.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о начале так называемого первого миссионерского путешествия апостола Павла. Ученики, жившие в Антиохии стали проповедовать язычникам и увидели в них искреннюю веру. Можно себе представить, то благодатное чувство, которое испытали апостолы и пророки, когда они видели, как отзывчивы язычники к проповеди, как они искренне верят, как меняется их жизнь. Можно с уверенностью сказать, что этот опыт встречи, опыт перехода от враждебности к соработничеству был для апостолов своего рода подготовкой к проповеди за пределами Иудеи, Палестины и Сирии. И дело, конечно, не только и даже не столько в их эмоциях, чтобы на них ориентироваться. Дело в том, что они служат Богу и постятся, то есть настраивают свою внутреннюю оптику на Господа, желают расслышать Его волю. Именно поэтому Духом Святым им было открыто, что Он призывает Варнаву и Савла к миссионерскому служению. Они и прежде проповедовали вместе, так что в таком выборе нет ничего удивительного. Итак, ученики Христа постились и молились, а после благословили Варнаву и Савла, и те отправились в путь, чтобы проповедовать и благовествовать.
На Кипре в городе Паф Павел и Варнава сталкиваются с проконсулом Сергием Павлом, рядом с котором находится волхв или предсказатель Вариисус, о котором, кроме всего прочего, известно, что по происхождению был иудеем. Несмотря на высокий статус проконсула и языческое происхождение, Сергий Павел заинтересовался проповедью апостолов и решил их послушать. Естественно, что его обращение означало конец карьеры волхва и прорицателя Вариисуса, потому что и иудейский и христианский закон запрещали колдовство. Понимая это, Вариисус или Елима, как его ещё называет Лука, начал спорить с Варнавой и Павлом, желая сохранить влияние на проконсула. Павел же, как мы слышим, отвечает ему очень строго и даже пророчествует о слепоте, которая тут же оказывается ниспослана на волхва от Бога. И которая так повлияла на проконсула, что он уверовал.
«Ну и методы! Ну и благовестие», — скажет кто-нибудь. Одного наказал слепотой, другого напугал... какова же цена такой веры? Разве не должна проповедь Евангелия быть связана с радостью? Конечно, должна! Но ещё она должна быть связана с покаянием и переменой ума. И радости без внутренней перемены не бывает. Причём, чем ближе человек был к истине, тем страшнее падение, тем больше времени занимает дорога назад, тем больше сил требуется для исцеления.
Проконсул был язычником, он интересовался проповедью, но к тому же ждал чудес. Вариисус по рождению был иудеем, он знал истину, но предал её, стал волховать, что было смертным грехом.
Итак, что же делает Павел? Он благовествует, но понимает, что кроме проповеди здесь необходимо горькое лекарство. Прорицатель слепнет, но, как говорит апостол «до времени» ... потому что это не месть, но повод к переосмыслению собственной жизни.
Люди бывают неправы в разной степени. Разнится мера их вины и ответственности, но Господь всех любит, никому не мстит, но каждого призывает к исправлению.
31 августа. О преображении Савла из Тарса

В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть его слова: «Я... недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию».
О преображении Савла из Тарса — протоиерей Владимир Быстрый.
Савл из Тарса был ревностным, яростным гонителем первой Церкви, но однажды на пути в Дамаск произошло немыслимое: ему явился воскресший Христос. Свет Христов ослепил его физически, но открыл духовные очи, и гонитель Савл стал апостолом Павлом. И это прошлое навсегда определило его глубочайшее смирение. Он не забывал, кем был.
С горечью и искренностью он пишет: «Я наименьший из апостолов, и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию». Он даже называет себя «наименьшим из всех святых», понимая, что его призвание — это чистейший дар божественной милости.
Но посмотрите на плоды его покаяния. Этот наименьший стал величайшим, величайшим миссионером, апостолом язычников. Его неутомимые труды, основанные им Церкви от Иерусалима до дальних земель, его вдохновенные послания — всё это свидетельство не его заслуг, а действующей в нём благодати Божией. «Благодать Его во мне не была тщетна», — говорил апостол Павел.
Его история — это вечный свет надежды. Нет такого прошлого, которое не может преодолеть благодать Божия. Сила Господа совершается именно в нашей немощи и недостоинстве, когда мы, как Павел, всецело вручаем себя Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 августа. О смирении апостола Павла

В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть его слова о себе самом: «Я наименьший из апостолов».
О смирении апостола Павла — игумен Назарий Рыпин.
Апостол Павел, будучи очень смиренным человеком и человеком, бесконечно преданным Богу, трезво оценивает, что он действительно не был самовидцем Христа, то есть он не ходил с двенадцатью апостолами в числе этих непосредственных последователей Христа. И действительно, он гнал Церковь Божию поначалу, по неведению и, признавая за собой это, будучи исполнен глубочайшего смирения, он и говорит, что «я — наименьший из апостолов» — это свойство смирения.
Имея огромные труды и величайшие заслуги перед Церковью, он оценивает себя как бывшего гонителя и как того, кто действительно не был непосредственным последователем Христа в числе двенадцати апостолов.
Но это не умаляет его величайших заслуг перед Церковью как основателя очень многих поместных церквей, потому что он проповедовал всем малазийским народам, приходил в Иерусалим и был в Риме, и фактически это его великая заслуга перед Церковью.
И мы должны это понимать и быть благодарны Богу за то, что Господь избрал такого великого апостола для нас с вами.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 августа. Об истории внешней политики России

Сегодня 31 августа. В этот день в 1806 году Александр I провозгласил бескорыстие принципом внешней политики России.
О евангельских принципах в политике — протоиерей Михаил Самохин.
Даже само провозглашение такого политического принципа кем-то из современников императора Александра в Западной Европе вызвало бы гомерический хохот. Уже в ту эпоху была сформулирована доктрина английской политики, в которой существовали только национальные интересы. Россия же не только провозглашала христианские, евангельские, рыцарские принципы политики, но и следовала им, проливая кровь за другие страны и народы.
Сам император Александр бескорыстно отказался от репараций по итогам войны 1812 года, освободив Британию от наполеоновской угрозы и получив в ответ Большую игру, через 100 лет приведшую к распаду России. В 1815 году русскую армию торжественно проводили домой из Парижа, но уже через несколько десятков лет, а в Англии ещё раньше, Россию стали называть «людоедом».
Рыцарская верность созданному Священному союзу стоила России ярлыка «жандарма Европы», а когда император Николай I оказал помощь Австрии в рамках этого же союза против венгерского восстания 1849 года, то получил в ответ ненависть всей Европы и Крымскую войну, которую предательство Австрии не позволило нам выиграть.
И в XX, и в XXI веке Россия продолжала спасать Европу. На этот раз — от коричневой фашистской чумы. В ответ получает только лишь страх и ненависть Европы, в значительной степени отрёкшейся от своих христианских основ своей цивилизации.
Сможет ли и дальше Россия вести такую удивительную внешнюю политику, знает лишь Господь, Который в конце концов и управляет человеческой историей и вознаграждает тех, кто исполняет Его заповеди.
Все выпуски программы Актуальная тема