Деян., 31 зач., XII, 25 — XIII, 12.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о начале так называемого первого миссионерского путешествия апостола Павла. Ученики, жившие в Антиохии стали проповедовать язычникам и увидели в них искреннюю веру. Можно себе представить, то благодатное чувство, которое испытали апостолы и пророки, когда они видели, как отзывчивы язычники к проповеди, как они искренне верят, как меняется их жизнь. Можно с уверенностью сказать, что этот опыт встречи, опыт перехода от враждебности к соработничеству был для апостолов своего рода подготовкой к проповеди за пределами Иудеи, Палестины и Сирии. И дело, конечно, не только и даже не столько в их эмоциях, чтобы на них ориентироваться. Дело в том, что они служат Богу и постятся, то есть настраивают свою внутреннюю оптику на Господа, желают расслышать Его волю. Именно поэтому Духом Святым им было открыто, что Он призывает Варнаву и Савла к миссионерскому служению. Они и прежде проповедовали вместе, так что в таком выборе нет ничего удивительного. Итак, ученики Христа постились и молились, а после благословили Варнаву и Савла, и те отправились в путь, чтобы проповедовать и благовествовать.
На Кипре в городе Паф Павел и Варнава сталкиваются с проконсулом Сергием Павлом, рядом с котором находится волхв или предсказатель Вариисус, о котором, кроме всего прочего, известно, что по происхождению был иудеем. Несмотря на высокий статус проконсула и языческое происхождение, Сергий Павел заинтересовался проповедью апостолов и решил их послушать. Естественно, что его обращение означало конец карьеры волхва и прорицателя Вариисуса, потому что и иудейский и христианский закон запрещали колдовство. Понимая это, Вариисус или Елима, как его ещё называет Лука, начал спорить с Варнавой и Павлом, желая сохранить влияние на проконсула. Павел же, как мы слышим, отвечает ему очень строго и даже пророчествует о слепоте, которая тут же оказывается ниспослана на волхва от Бога. И которая так повлияла на проконсула, что он уверовал.
«Ну и методы! Ну и благовестие», — скажет кто-нибудь. Одного наказал слепотой, другого напугал... какова же цена такой веры? Разве не должна проповедь Евангелия быть связана с радостью? Конечно, должна! Но ещё она должна быть связана с покаянием и переменой ума. И радости без внутренней перемены не бывает. Причём, чем ближе человек был к истине, тем страшнее падение, тем больше времени занимает дорога назад, тем больше сил требуется для исцеления.
Проконсул был язычником, он интересовался проповедью, но к тому же ждал чудес. Вариисус по рождению был иудеем, он знал истину, но предал её, стал волховать, что было смертным грехом.
Итак, что же делает Павел? Он благовествует, но понимает, что кроме проповеди здесь необходимо горькое лекарство. Прорицатель слепнет, но, как говорит апостол «до времени» ... потому что это не месть, но повод к переосмыслению собственной жизни.
Люди бывают неправы в разной степени. Разнится мера их вины и ответственности, но Господь всех любит, никому не мстит, но каждого призывает к исправлению.
27 ноября. О любви
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево города Москвы.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о любви.
27 ноября. О радости ангелов
В 15-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».
Об ангельской радости, — игумен Лука Степанов.
27 ноября. О смирении апостолов
Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими».
О смирении апостолов, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.