— Добрый день, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Вы чем-то удручены?
— Да на работе проблемы. Просто какой-то последний день Помпеи!
— Всё наладится, мой друг. Во всяком случае, с событиями в Помпеях наши неприятности сравнивать не стоит. Там произошла настоящая трагедия. Она показана во всей безысходности на картине Карла Брюллова. Кстати, название этого полотна стало устойчивым выражением, которое вы только что употребили.
— Пожалуй, вы правы. А картину Брюллова я помню смутно, хоть и произнёс всуе её название. Сильное полотно, говорите?
— Оно потрясающее. Можно прямо сейчас найти в интернете и посмотреть... Конечно, изображение на экране не передаст художественной выразительности произведения, но поможет вспомнить его содержание.
— Ух! Страшно-то как! Город рушится, на переднем плане беззащитные гибнущие люди. На горизонте огненное зарево, а небо заволокли клубы дыма.
— Это не дым, а пепел. Карл Брюллов представил на полотне извержение вулкана Везувий, произошедшее в 79 году после Рождества Христова. В результате этой катастрофы под слоем вулканического пепла оказались погребены несколько городов Римской империи, в том числе город Помпеи.
— А художник, значит, силой своей фантазии восстановил события на полотне!
— Фантазия, конечно, помогла Брюллову работать над картиной, но в основу произведения легли научные данные.
— Неужели?
— Именно так. Итальянский ученый Роке де Алькубьерре начал археологические изыскания на месте трагедии. Из-под многометровой толщи пепла удалось откопать целые улицы. В 1827 году Карл Брюллов, который в то время стажировался в Италии как молодой художник, побывал на месте раскопок. Увиденное настолько потрясло живописца, что он решил посвятить извержению Везувия картину. И находки археологов стали частью её сюжета.
— То есть, вот эти здания Брюллов рисовал с натуры?
— Именно так, не отступая от увиденного.
— Значит, плод воображения художника здесь — только люди. Откуда тогда Карл Брюллов знал, как пострадавшие вели себя во время извержения вулкана?
— Художник представил возможные варианты поведения в экстремальной ситуации, а они во все времена одинаковые. Взгляните — одни люди бегут, расширив глаза от ужаса, предаются панике. А другие пытаются помочь ближним. Вот, справа, двое юношей несут старенького отца в укрытие. Третий ласково уговаривает отчаявшуюся маму.
— А слева молодая женщина и две её дочери молятся. Младшая, смотрите, сложила руки перед собой в молитвенном жесте.
— Это христиане. Видите, рядом с ними стоит человек с крестом на груди. Он спокойно смотрит в лицо опасности, вверяя свою жизнь Богу.
— Такой выдержке не так-то просто научиться!
— Да, тут нужно иметь живую веру. Это один из ценных уроков, которые можно усвоить, созерцая полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Будете в Санкт-Петербурге, непременно постарайтесь увидеть эту картину в Русском музее.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема