— «Был человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла...» — помните эти строки, Маргарита Константиновна?
— Конечно, помню. Это самое начало библейской книги Иова.
— Почему-то всякий раз, когда я стою здесь, в Русском музее, перед картиной Ильи Репина «Иов и его друзья», у меня в голове звучат именно эти слова. Так странно...
— Что ж тут странного, Андрей Борисович?
— То, что художник изобразил праведника в часы страданий, а мне вспоминается момент, когда на святого ещё не обрушились несчастья. В начале книги он благополучен, здоров, окружён детьми.
— Но процитированные вами строки очень важны для понимания книги Иова. Помогают они осмыслить и картину Ильи Репина, как иллюстрацию к священному рассказу.
— Вы полагаете?
— Посудите сами. По Божьему попущению Иов лишился имущества, потерял своих детей, утратил здоровье. На картине Репина мы видим праведника нагим и несчастным. Он болен проказой, и потому должен держаться подальше от людей. Иов изнемог от страданий. Он сидит на земле в пустынной местности за пределами города и смотрит перед собой невидящим взором. В таком состоянии праведника застали друзья, которые пришли посочувствовать его несчастью.
— Не только посочувствовать, но и призвать Иова к покаянию! Друзья уверены, что страдания он принимает по грехам. А праведник говорит в ответ, что чист перед Богом.
— И Священное Писание свидетельствует, что он прав! Книга Иова с первых строк подчёркивает, что её герой непорочен — и это важно! Ведь недаром Иова называют прообразом Христа, Богочеловека, который добровольно принял страдание и смерть ради спасения людей.
— Друзьям, наверное, было трудно разглядеть праведность Иова за его обездоленностью.
— Это верно! Взгляните на картину Репина. Художник подчеркнул богатство и здоровье друзей Иова. Он тщательно выписал их яркие одежды, многочисленные украшения, холёные лица. Собственное благополучие эти люди воспринимают как благословение Бога, а в страдании друга видят доказательство его греховности. Будто хотят убедить себя — «С нами такого случиться не может, поскольку мы праведны». А праведен-то здесь Иов.
— Илья Репин очень точно передал выражение лиц друзей Иова. Видно, что они сочувствуют страдальцу, но отстранённо, с пьедестала своего довольства. А вот праведность главного героя картины как будто осталась вне изображения. Да и как её изобразишь?
— И всё-таки Репину удалось это сделать! Подлинная праведность — это всегда близость к Богу, как к источнику всякой правды. И художник показал присутствие Господа в виде света, который пронизывает всю картину. Этот свет словно противостоит тьме, накрывшей Иова. Он — ответ на боль праведника.
— Маргарита Константиновна, а ведь верно! Свет на полотне необычный, он играет перламутровыми переливами и преображает изображение. Без него картина была бы мрачной и безнадёжной. Какой удивительный приём нашёл художник. А ведь он, кажется, был совсем молодым, когда создавал это произведение!
— Да. Это 1869 год, то есть Репину здесь всего двадцать пять. Но работая над картиной, он настолько погрузился в изучение книги Иова, что обрёл определённую мудрость. Он понял, что в страдании есть Промысл Божий, есть смысл, не всегда очевидный человеку. Принимая скорби, важно помнить, что Господь рядом, и не терять надежды. Этой мыслью Илья Ефимович и хотел поделиться с людьми.
— И он превосходно выразил её в картине «Иов и его друзья», которая хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..