— «Был человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла...» — помните эти строки, Маргарита Константиновна?
— Конечно, помню. Это самое начало библейской книги Иова.
— Почему-то всякий раз, когда я стою здесь, в Русском музее, перед картиной Ильи Репина «Иов и его друзья», у меня в голове звучат именно эти слова. Так странно...
— Что ж тут странного, Андрей Борисович?
— То, что художник изобразил праведника в часы страданий, а мне вспоминается момент, когда на святого ещё не обрушились несчастья. В начале книги он благополучен, здоров, окружён детьми.
— Но процитированные вами строки очень важны для понимания книги Иова. Помогают они осмыслить и картину Ильи Репина, как иллюстрацию к священному рассказу.
— Вы полагаете?
— Посудите сами. По Божьему попущению Иов лишился имущества, потерял своих детей, утратил здоровье. На картине Репина мы видим праведника нагим и несчастным. Он болен проказой, и потому должен держаться подальше от людей. Иов изнемог от страданий. Он сидит на земле в пустынной местности за пределами города и смотрит перед собой невидящим взором. В таком состоянии праведника застали друзья, которые пришли посочувствовать его несчастью.
— Не только посочувствовать, но и призвать Иова к покаянию! Друзья уверены, что страдания он принимает по грехам. А праведник говорит в ответ, что чист перед Богом.
— И Священное Писание свидетельствует, что он прав! Книга Иова с первых строк подчёркивает, что её герой непорочен — и это важно! Ведь недаром Иова называют прообразом Христа, Богочеловека, который добровольно принял страдание и смерть ради спасения людей.
— Друзьям, наверное, было трудно разглядеть праведность Иова за его обездоленностью.
— Это верно! Взгляните на картину Репина. Художник подчеркнул богатство и здоровье друзей Иова. Он тщательно выписал их яркие одежды, многочисленные украшения, холёные лица. Собственное благополучие эти люди воспринимают как благословение Бога, а в страдании друга видят доказательство его греховности. Будто хотят убедить себя — «С нами такого случиться не может, поскольку мы праведны». А праведен-то здесь Иов.
— Илья Репин очень точно передал выражение лиц друзей Иова. Видно, что они сочувствуют страдальцу, но отстранённо, с пьедестала своего довольства. А вот праведность главного героя картины как будто осталась вне изображения. Да и как её изобразишь?
— И всё-таки Репину удалось это сделать! Подлинная праведность — это всегда близость к Богу, как к источнику всякой правды. И художник показал присутствие Господа в виде света, который пронизывает всю картину. Этот свет словно противостоит тьме, накрывшей Иова. Он — ответ на боль праведника.
— Маргарита Константиновна, а ведь верно! Свет на полотне необычный, он играет перламутровыми переливами и преображает изображение. Без него картина была бы мрачной и безнадёжной. Какой удивительный приём нашёл художник. А ведь он, кажется, был совсем молодым, когда создавал это произведение!
— Да. Это 1869 год, то есть Репину здесь всего двадцать пять. Но работая над картиной, он настолько погрузился в изучение книги Иова, что обрёл определённую мудрость. Он понял, что в страдании есть Промысл Божий, есть смысл, не всегда очевидный человеку. Принимая скорби, важно помнить, что Господь рядом, и не терять надежды. Этой мыслью Илья Ефимович и хотел поделиться с людьми.
— И он превосходно выразил её в картине «Иов и его друзья», которая хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.