
— Ванечка, здравствуй!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Как давно я тебя не видела в Третьяковской галерее! Ты больше не интересуешься историей живописи?
— Интересуюсь! Просто некогда в последнее время. Я же стал витязем!
— Витязем?
— Ну да! Одноклассница уже давно звала меня в дружину Национальной организации витязей при храме. И вот я сходил, мне понравилось! Там столько интересного!
— Постой, постой. Это та самая организация, которую создал русский эмигрант Николай Фёдоров во Франции в 1926 году?
— Да, он хотел сохранить традиции Отечества для новых поколений. И современные витязи стараются беречь старинные русские обычаи. Вот сейчас мне поручили составить список игр вроде лапты или горелок.
— Или снежного городка.
— Снежного городка? Это тоже какая-то народная забава?
— Очень весёлая! Я сейчас покажу тебе, как её запечатлел Василий Суриков. Его картина так и называется — «Взятие снежного городка». Сейчас найду в интернете. Смотри!
— О, какое веселье царит на картине! Толпа обступила стену, вылепленную из снега. Кто пешком, кто на санях, покрытых коврами. Люди одеты нарядно — мужчины в шубах с яркими поясами, на женщинах разноцветные платки! В самом центре всадник лихо штурмует снежную крепость, и все смеются, глядя на него. Интересно, у этой игры какие-то особые правила?
— Конечно, у народной забавы «Взятие снежного городка» есть определённый порядок, сложившийся веками! Играли во время зимних праздников — в святые дни Рождества Христова или на Масленицу, перед Великим постом. Сооружали крепость из снега на открытой площадке — как правило, на замёрзшей реке. Снеговые стены заливали водой, чтоб они были крепкими. Сооружение украшали лепными фигурками, поверху пускали зубчатую кайму. В центре делали ворота в виде арки — они символизировали вход в город. Игроки делились на две команды — одни защищали укрепление, а другие старались взять его штурмом.
— И даже на лошадях штурмовали, если верить Василию Сурикову.
— Художнику, безусловно, можно верить. «Взятие снежного городка» — сибирское развлечение, а Суриков вырос в Красноярске. Он с детства не раз наблюдал, как взрослые с весёлым азартом сражаются снежками за крепость на берегу Енисея. И картину свою он написал в 1891 году, вдохновлённый зрелищем снежного боя. Василий Иванович тогда побывал на родине, где жили его родственники.
— Он с натуры писал?
— Да. По окончании народного гулянья Суриков попросил земляков на следующий день ещё раз построить крепость и устроить её штурм. А сам делал наброски карандашом и красками.
— Поэтому картина и получилась такой живой.
— Верно, Ваня. Живописцу удалось передать искренне детское увлечение сибиряков игрой, показать образ народа, в котором бурлит запас богатырских сил и жизнерадостности.
— Эх, жаль, мы не в Третьяковке! А то бы сейчас посмотрели подлинник картины Сурикова!
— Полотно «Взятие снежного городка» хранится не в Третьяковской галерее, а в Русском музее Санкт-Петербурга.
— О, как здорово! В Петербурге тоже дружина витязей есть, и мы с ребятами собираемся туда съездить на зимних каникулах. И шедевр Василия Сурикова посмотрим, и штурм снежного городка устроим. В русских традициях!
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема