
Деян., 23 зач., IX, 32-42.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Древний город Лидда находился на территории Палестины. Сейчас этот населенный пункт называется Лод и располагается недалеко от международного израильского аэропорта. Здесь апостол Пётр и совершает чудо исцеления человека по имени Эней. В этом событии обращает на себя внимание то, что указывается на непосредственный источник силы Петра. Он исцеляет расслабленного не собственными силами. Поэтому он не говорит: «Я исцеляю тебя». Обращаясь к больному, апостол произносит: «исцеляет тебя Иисус Христос».
То же самое мы видим и во втором отрывке. Пока Пётр находился в Лидде, в соседнем городе Иоппия умерла женщина по имени Тавифа. В переводе с арамейского это означает «серна». Судя по всему, она была очень добродетельной христианской. Неслучайно Писание упоминает о её щедрости: она много помогала бедным. Кроме того, Тавифа была искусной хозяйкой: подруги показывают Петру рубашки и платья, какие она делала для окружающих. Для близких её смерть — это огромная потеря, поэтому они зовут Петра, чтобы он воскресил Серну, хотя, судя по книги Деяний, таких чудес ещё никто в раннехристианских общинах не творил. До этого момента о воскрешениях мёртвых мы узнаём только из Евангелия, которое описывает события земной жизни Спасителя. Однако апостол отзывается на призыв. Примечательно то, что перед тем, как совершить чудо, он, преклонив колена, обращается в молитве к Богу. Опять же мы видим, что не своей силой он возвращает женщину к жизни. То есть, и в первом и во втором случае Пётр не надеется на себя. Он призывает в помощь Бога.
Казалось бы, что тут особенного? Пётр желает совершить нечто из ряда вон выходящее, нечто удивительное. А потому он и обращается за помощью к более могущественному Источнику. Ведь сам он решить проблему не в силах. Но, если посмотреть на другие эпизоды священной истории, то окажется, что апостолы начинали с обращения к Богу все свои дела, даже самые незначительные. Что, если бы и мы, когда сталкиваемся с какой-то трудностью, надеялись бы не только на себя, но также обращались за помощью к Творцу? Как бы преобразилась наша жизнь, если бы мы не делили все её ситуации на те, где должны действовать исключительно мы сами, только своими силами, и на те, когда нужно молиться, потому что понимаем, что от нас ничего не зависит! Что если Господь готов помогать нам решать не только глобальные вопросы, но и те, из которых состоит наша ежедневная рутина? Ведь именно для этого пришёл Христос. Он пришёл, чтобы освятить каждый шаг нашего жизненного пути, каждый его момент. Наша задача — принять этот дар. Максимально прилагая собственные усилия для решения будничных проблем, призывать Спасителя в помощь во всякой, даже самой заурядной ситуации. Лишь в этом случае наша жизнь будет постепенно преображаться и наполняться светом пасхальной радости.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема