Деян., 23 зач., IX, 32-42.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Древний город Лидда находился на территории Палестины. Сейчас этот населенный пункт называется Лод и располагается недалеко от международного израильского аэропорта. Здесь апостол Пётр и совершает чудо исцеления человека по имени Эней. В этом событии обращает на себя внимание то, что указывается на непосредственный источник силы Петра. Он исцеляет расслабленного не собственными силами. Поэтому он не говорит: «Я исцеляю тебя». Обращаясь к больному, апостол произносит: «исцеляет тебя Иисус Христос».
То же самое мы видим и во втором отрывке. Пока Пётр находился в Лидде, в соседнем городе Иоппия умерла женщина по имени Тавифа. В переводе с арамейского это означает «серна». Судя по всему, она была очень добродетельной христианской. Неслучайно Писание упоминает о её щедрости: она много помогала бедным. Кроме того, Тавифа была искусной хозяйкой: подруги показывают Петру рубашки и платья, какие она делала для окружающих. Для близких её смерть — это огромная потеря, поэтому они зовут Петра, чтобы он воскресил Серну, хотя, судя по книги Деяний, таких чудес ещё никто в раннехристианских общинах не творил. До этого момента о воскрешениях мёртвых мы узнаём только из Евангелия, которое описывает события земной жизни Спасителя. Однако апостол отзывается на призыв. Примечательно то, что перед тем, как совершить чудо, он, преклонив колена, обращается в молитве к Богу. Опять же мы видим, что не своей силой он возвращает женщину к жизни. То есть, и в первом и во втором случае Пётр не надеется на себя. Он призывает в помощь Бога.
Казалось бы, что тут особенного? Пётр желает совершить нечто из ряда вон выходящее, нечто удивительное. А потому он и обращается за помощью к более могущественному Источнику. Ведь сам он решить проблему не в силах. Но, если посмотреть на другие эпизоды священной истории, то окажется, что апостолы начинали с обращения к Богу все свои дела, даже самые незначительные. Что, если бы и мы, когда сталкиваемся с какой-то трудностью, надеялись бы не только на себя, но также обращались за помощью к Творцу? Как бы преобразилась наша жизнь, если бы мы не делили все её ситуации на те, где должны действовать исключительно мы сами, только своими силами, и на те, когда нужно молиться, потому что понимаем, что от нас ничего не зависит! Что если Господь готов помогать нам решать не только глобальные вопросы, но и те, из которых состоит наша ежедневная рутина? Ведь именно для этого пришёл Христос. Он пришёл, чтобы освятить каждый шаг нашего жизненного пути, каждый его момент. Наша задача — принять этот дар. Максимально прилагая собственные усилия для решения будничных проблем, призывать Спасителя в помощь во всякой, даже самой заурядной ситуации. Лишь в этом случае наша жизнь будет постепенно преображаться и наполняться светом пасхальной радости.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.