Деян., 22 зач., IX, 19-31.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как мы помним, в молодости апостол Павел был непримиримым гонителем христианской веры. Для того, чтобы преуспеть в деле истребления Церкви, он выпросил у своего начальства специальный мандат, который давал ему неограниченные полномочия в проведении карательных мероприятий против христиан города Дамаск. Однако на пути ему является Спаситель, и жизнь Павла кардинально меняется. Из яростного гонителя он превратился в самого ревностного последователя Христа. Сегодня мы услышали о том, как апостол начал свою миссионерскую деятельность.
Проповедовать он начинает в Дамаске, сразу же после обращения. Причём проповедует он не на улицах, а в синагогах, то есть, там, где в его лице ждали прибытия представителя Верховной религиозной власти и защитника иудейской традиции. Представьте себе удивление и возмущение тех иудеев, когда, используя всё своё красноречие, знание Писания, ветхозаветной религиозной традиции, один из самых ярких лидеров фарисейской партии убедительно доказывал, что распятый Иисус и есть долгожданный Мессия. И в дальнейшем апостол действовал именно по этому сценарию. Куда бы он ни приходил, в первую очередь, если в городе была еврейская диаспора, он шёл именно в синагогу.
Подобная стратегия свидетельствует о многих замечательных чертах характера апостола: о его смелости, любви к своим соплеменникам, о его бесстрашии перед яростью тех, кто вчера ещё был его соратником и коллегой, о его доверии Богу. И не в последнюю очередь это свидетельство о честности апостола перед самим собой, перед людьми и перед Творцом. Ведь своей пламенной проповедью Павел открыто заявлял окружающим, что вся его прошлая жизнь, все его убеждения и представления о Боге и о Его участии в судьбе человека, были неверными. Его проповедь это не просто акт веры во Христа, это ещё и личное покаяние, отказ от прежних установок, которые формировались в нём на протяжении многих лет.
В случае Павла подобная честность требовала изрядной доли мужества и решимости. Ведь как это ни парадоксально, человеку образованному, интеллектуально и духовно развитому, свои недостатки и промахи всегда признать намного сложнее, чем тому, у кого пустота в голове и на душе. Люди такой внутренней силы, как Павел, всегда могут найти оправдания, чтобы не принимать чего-то нового. Так мог сделать и апостол. Он мог не принять Христа, найти при этом массу объяснений, почему этого не стоит делать. Однако он принимает Его всецело. И он очень последователен в этом решении. Идя в синагоги, Павел словно специально бьёт себя в самое больное место. Так он осознанно разрушает в себе остатки того ветхого мировоззрения, которое формировалось в этих религиозных собраниях, чтобы на чистом, твёрдом основании строить здание новой веры.
Подобной честности Господь ожидает и от нас. Ведь наша пробуксовка в духовной жизни напрямую зависит от того, что мы просто не хотим себе честно признаться в своих недостатках и промахах. Начинаем или жалеть себя, или оправдывать, сваливая вину на обстоятельства и окружающих. А если и признаёмся в каких-то недостатках, то ничего в дальнейшем не предпринимаем против них. Ведь делать что-то очень неприятно и чревато внутренним дискомфортом. А потому, дай же нам, Господи, мужество и доверие Тебе, чтобы при Твоей помощи мы не только смогли увидеть себя со стороны, но и преисполнились бы решимости начать свою жизнь на новых основаниях. На основаниях честности перед самими собой, перед людьми и перед нашим Небесным Отцом.
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Селение Новая Слобода возникло в начале семнадцатого века в пределах современной УфЫ, столицы Башкортостана. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг села на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти дебри бежал житель Новой Слободы по имени Стефан. По ложному обвинению несчастного присудили к публичной порке. И он решил, что лучше погибнуть от диких зверей, чем терпеть унижение.
Крестьянин шёл по лесу без дороги, куда глаза глядят. И внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!» Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над зёмлей образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей соответствовал по иконографии обретённый образ. Село получило название Богородское и стало местом паломничества.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Её одели в серебряную ризу, усыпанную драгоценными камнями. Перед святыней в Воскресенском соборе горела неугасимая лампада. Ежегодно 8 июля Богородско-Уфимскую икону доставляли крестным ходом к месту обретения, а затем возвращали обратно.
В последний раз чудотворный образ пронесли в село Богородское в 1928 году. Спустя пять лет безбожники изъяли Богородско-Уфимскую икону, и с тех пор о ней ничего неизвестно. У православных остались многочисленные списки святыни. И надежда на её возвращение!
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Леонид Коркодинов
У нас в гостях был настоятель Свято-Никольского храма села Усолье Самарской области протоиерей Леонид Коркодинов.
Наш гость рассказал о своей удивительной истории прихода к вере по молитве матери, как на это повлияло трагическое событие с пожаром, о том, как принял решение стать священником и как сейчас с его служением совмещается музыкальное творчество.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер