Деян., 20 зач., VIII, 26-39.
Глава 8.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек, которого встретил апостол Филипп, был вельможей при дворе Эфиопской царицы. О том, что это был чиновник высокого уровня, говорит упоминание о том, что он был евнухом. Некоторые правители в то время оскопляли своих вельмож, чтобы в случае бунта они не основали собственную династию. Евнух был царским казначеем. Иными словами, этот человек владел всем. Он был богат и прекрасно образован.
Вообще, следует сказать, что тот исторический период, на фоне которого происходят описываемые события, был временем скепсиса. По словам историков, рубеж эпох был ознаменован массовыми разочарованиями людей в язычестве и разного рода философских системах. Символом этого скептицизма стал стоицизм, для которого характерен крайний пессимизм в восприятии жизни. Стоики проповедовали презрительно-равнодушное отношение к происходящему вокруг. Ведь жизнь, по их мысли, не может предложить человеку ничего положительного.
Однако мы видим, что чиновнику совершенно чужд дух скептицизма и разочарования, который охватил его современников. Писание говорит нам, что он верил в Единого Бога. Далеко не случайно упоминается о том, что в пути он читал пророка Исаию. Вероятно, он приезжал в Иерусалим, чтобы помолиться в храме. То есть, он был из тех язычников, которые принимали иудаизм, посещали синагогу и читали иудейские священные тексты. Иными словами, это был человек ищущий. Его душа требовала встречи с Истиной. Господь видит его сердце. А потому Он и посылает Филиппа к евнуху, чтобы тот открыл ему Христа и крестил его. Церковное предание говорит, что после этого вельможа вернулся в свою страну и стал апостолом Эфиопии. Передал дарованную ему радость другим людям.
Эта история является замечательным примером того, как живительно на душу человека действует Евангельское благовестие. Даже когда вокруг царит атмосфера уныния, тоски и разочарования, ни богатство, ни образование не могут дать той радости, которую предлагает человеку Господь. Если мы хотим прикоснуться этой радости, от нас требуется не впадать в уныние, но продолжать искать истину, оставаться верными той мысли, что она ждёт своего часа, чтобы открыться нам. Именно за эту верность и терпение Господь в нужный момент проявит Себя: обязательно пошлёт к нам своего ангела, чтобы наша непростая жизнь наполнилась светом Его высокого смысла.
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.
26 ноября. О замысле Творца
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертвенной любви, — епископ Черняховский и Славский Николай.