Деян., 13 зач., V, 1-11.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
История с показательным наказанием Анании и его жены Сапфиры — весьма назидательна. Но почему это наказание настолько сурово? Разве не волен был Анания вместе с супругой самостоятельно распорядиться своим имением — ведь его к этому никто не принуждал? Почему попытка скрыть какую-то часть от проданного имения должна наказываться так жестоко — смертью на месте? Нет ли здесь... перебора? Давайте разбираться.
Во времена первохристианской общины передача всего своего имущества Церкви означала выражение полной и абсолютной преданности. Когда ты отдал всё — без остатка — это значит, что все пути назад сожжены. Памятуя о том, что социальные гарантии как таковые отсутствовали, фактически это означало, что человек обрекает себя на гарантированную нищету в случае выхода из общины. Это — полноценный акт веры, в котором «полутонов» быть не может. Или доверяешь, или — нет. Или принимаешь на себя ответственность за своё будущее вместе с другими братьями и сёстрами во Христе — или живёшь своей жизнью. Но без них. Грех Анании и Сапфиры в том-то и заключался, что они попытались обманным путём заполучить собственные «гарантии» устойчивой жизни вне зависимости от того, как сложится их судьба в христианской общине. Но именно такая установка — причём в сговоре друг с другом — абсолютно блокировала саму возможность их полноценного пребывания в христианской общине, где каждый был до конца открыт, где не было ничего потаённого, где ни у кого не было никаких внешних гарантий — кроме веры и верности Христу — не было.
Другими словами, если бы в общине первых христиан появились носители «двойных стандартов» и были бы приняты — неизбежно пошёл бы процесс размывания однозначных и чётких христианских «стандартов» — и очень быстро община развалилась бы на части.
Пример наказания Анании и Сапфиры — однозначное свидетельство о том, что Бог — не только Любовь и Милость. Он может входить в жизнь и как Грозный Судия — и причём это происходит, как правило, именно тогда, когда человек дерзает искушать Его, испытывать пределы Божественного долготерпения — насколько далеко можно зайти в откровенном нарушении Божьих заповедей.
И для общины первых христиан произошедшее было прекрасным «заземлением» — Любовь Божия, о Которой Христос засвидетельствовал Своим Воскресением — всё же не тождественна попустительству и безразличию. Бог — Ревнитель, Бог — Огнь Поядающий — а с огнём, как всем известно, шутки плохи!
Хочется каждому из нас пожелать почаще вспоминать историю с Ананием и Сапфирой, особенно когда тихой сапой подкрадывается лукавая мысль не называть чёрное — чёрным, и белое — белым, а выстроить очень широкий цветовой диапазон между добром и злом — по своему представлению!
25 ноября. О подвигах и наставлениях Преподобного Нила Постника
Сегодня 25 ноября. День памяти Преподобного Нила Постника, Синайского отшельника, жившего в четвёртом веке.
О его подвигах и наставлениях, — священник Родион Петриков.
25 ноября. О благовествовании апостолов
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе».
О благовествовании апостолов, — священник Николай Дубинин.
25 ноября. Об истории Иконы Богородицы «Милостивая»
Сегодня 25 ноября. Церковь чтит Икону Богородицы «Милостивая».
О её истории, — священник Валерий Голод.