Деян., 6 зач., II, 38-43.
Глава 2.
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим проповедь апостола Петра и рассказ о первых днях существования Церкви. Впрочем, перед нами не просто проповедь, но ответ на вопрос, который задают растерянные жители Иерусалима, оказавшиеся первыми слушателями апостольской проповеди в день Пятидесятницы. Поначалу они были очень самоуверенны, а некоторые даже посмеивались, полагая, что проповедники пьяны. Однако Пётр не только привёл им примеры из Ветхого Завета, но, что самое главное, уверил их в воскресении Христа.
Для нас сегодня это кажется чем-то невероятным. Один человек говорит другому, что кто-то воскрес, и тот, кому говорят, верит. Сегодня само понятие правды настолько дискредитировано, что и десять человек могут говорить то, во что никто не поверит. И не потому, что люди стали недоверчивее, но потому, что изменилось отношение ко лжи. Буквально несколько дней назад на Страстной неделе в храме читалось Евангелие о суде над Христом. Во всей этой истории поражает тот факт, что судьи не находят двух свидетелей, которые готовы ради дела рассказать одинаковые истории. Осудить человека можно было на основании минимум двух свидетелей и их не могли найти, потому что при всём желании осудить Спасителя, люди не хотели быть лжесвидетелями, ведь это было нарушением одной из важнейших заповедей.
Во время проповеди апостолов люди услышали свидетельство двенадцати человек, которые говорили, что известный проповедник и чудотворец Иисус из Назарета умер и воскрес.
Именно поэтому, слушающие задают апостолам вопрос: «Что же нам делать мужи и братия?» Их глаза открылись, и они вдруг осознали, что также отчасти виновны в том, что произошло. Они не узнали Того, Кого ждали веками, Чьё пришествие предсказывали их же пророки.
Ответ апостола Петра удивителен! Он совершенно не давит на них чувством вины и не угрожает... Он говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа». Апостолы настроены не обличать и пользоваться своей правотой, но открывать людям путь спасения. Вы осознали свою неправоту? Это не повод унывать, но повод исправиться. Вы можете креститься и получить прощение грехов. Причём прощение не просто как отмену проблем, как будто бы можно быть виновным в преступлении, а потом просто как по волшебству перестать быть виновным. Грех — не формальная вина, а его прощение — это не отмена вины. В данном случае прощение грехов — это исцеление духовных болезней, которые приводят к грехам, это выправление того состояния, из-за которого человек оказывается подчинён злу. И зная, что у людей есть возможность начать новую жизнь, апостол призывает их к покаянию и крещению. Он буквально уговаривает их войти в Церковь, потому что Бог пришёл, чтобы спасти каждого.
Иногда, пусть и совсем по другим причинам, человек задаёт себе вопрос: что же мне делать? Я чувствую, что поступал неправильно? Есть ли у меня шанс начать заново? Ответы на эти вопросы звучат в сегодняшнем чтении: «покайся, крестись, а если уже крещён, вернись в Церковь, чтобы получить прощение грехов и начать новую жизнь».
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.