У нас в гостях был кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры, глава некоммерческого благотворительного фонда «Наследие» Леонид Решетников.
Мы говорили о благотворительной деятельности и судьбе императрицы Марии Федоровны и о том, как её дела продолжаются сегодня.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Д. Володихин
— Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. И мы сегодня будем говорить об императрице Марии Федоровне, о ее славных делах, о ее заботе о больницах, сиротских приютах, и о том, как эти ее деяния были продолжены в наши дни. В гостях у нас кандидат исторических наук, заведующий кафедрой исторического архивоведения Московского государственного института культуры и президент фонда «Наследие», Леонид Петрович Решетников. Здравствуйте.
Л. Решетников
— Здравствуйте.
Д. Володихин
— Я начал этот разговор со слов про то, как в наши дни были продолжены славные дела императрицы Марии Федоровны, и мы, собственно, и сидим здесь, потому что у нас есть прекрасный повод — это восстановление большой больницы в Костроме, больницы, которую в народе, даже в советское время, называли Романовской. Больница, у истоков создания которой стоит императрица Мария Федоровна (напомню, что это супруга императора Александра III) и ее сын, государь Николай II. И мне бы хотелось услышать эту красивую, эту светлую историю о том, как началось восстановление этой больницы. Потому что, честно говоря, в наши дни редко бывает так, что все так идеально сходится.
Л. Решетников
— Собственно говоря, восстановление, конечно, не больницы, а исторического фасада этой больницы. Ведь больница была построена в 1913 году, закончено строительство, в таком неорусском стиле — очень красивый фасад, когда она была построена, сохранились все фотографии. И это строительство возглавляла, комитет попечительский по строению этой больницы, сама вдовствующая императрица Мария Федоровна. И строилось это на средства Красного Креста Российской империи и на собранные благотворительные средства, которые собирал попечительский совет, возглавлявшийся самой императрицей.
Д. Володихин
— То есть фактически на народные копейки в значительной степени.
Л. Решетников
— Именно на народные копейки в значительной степени, тоже на народное, да, вот подаяние — это два корпуса с часовней. И надо сказать, что когда она была построена, то по своему оборудованию она являлась образцом для вообще всех больниц Российской империи, она была передовая. И тут, забегая вперед, скажу: сейчас там онкологический диспансер, и он по своему оборудованию превосходит множество других лечебных учреждений. Мы его потом посетили — там техника на уровне последнейшего слова борьбы с такими онкологическими заболеваниями, закуплена за рубежом. Обученные молодые люди со всей России работают на этой технике, небольшая группа специалистов, молодые врачи. То есть вот эта вот эстафета — тогда она была передовая, и сейчас, спустя много лет, пройдя через испытания и разрушения, больница опять передовая.
Д. Володихин
— Традиция продолжилась.
Л. Решетников
— Продолжилась, да. Когда прочитали вот об этой больнице, мы решили, что надо в память о строителях, создателях поставить там мемориальную доску. Это наш фонд «Наследие», мы обычно много занимаемся такими вещами как мемориальные доски, памятники, чтобы все это возродить, наше представление о истории.
Д. Володихин
— Если я правильно помню, то к созданию больницы причастен и сам государь Николай II.
Л. Решетников
— Он был причастен, опять забегая вперед, он вносил свои личные деньги и потом он ее открывал в 1913 году. И вот ознакомившись со всем этим, мы решили установить мемориальную доску, посвященную императрице Марии Федоровне, государю Николаю II и царскому Красному Кресту, Красному Кресту Российской империи. Такая вот задумка была, мы с народным художником России Молчановым и договорились, что это будет не просто доска обыкновенная, а типа такого барельефа с указанием трех вот строителей этой больницы. И решили потом поехать и посмотреть, куда мы будем крепить, договориться с руководством города, больницы, где это мы дело водрузим. И когда мы приехали — это уже зима была, год уже прошел после этого события, — и мы просто ужаснулись: то есть этот фасад оказался в окаяннейшем состоянии, и просто невозможно было эту доску куда-то даже водружать. Она бы выглядела, ну знаете, как в болоте вдруг какой-то...
Д. Володихин
— Обелиск.
Л. Решетников
— Обелиск появился, да, красивый причем.
Д. Володихин
— А больница там функционировала?
Л. Решетников
— Функционировала. И там при посещении нашим президентом, года три назад, он выделил средства — тоже, видите, как все, история как бы, как спираль, да, на более высоком уровне, но повторяется. Он выделил средства для строительства нового корпуса, и новый корпус построен, очень красивый, и он как бы вписывается в этот ряд сооружений, зданий неорусского стиля. И он практически закончен был, когда мы приехали. А в старом корпусе все работало, но фасад был ужасный. И мы стоим и не знаем, что делать. И вдруг к нам подходит человек и говорит: а что вы здесь рассматриваете? Мы говорим: да вот, решили предложить вот мемориальную доску на эту стену — мы видим контуры орнаментов, видим контуры герба Российской империи, герба династии Романовых, все это вроде просматривается. Но, я повторяю, балконы разрушены, а было изначально очень красиво все. И он говорит: да, знаете, а я зам главного врача по хозяйственной части. У меня все документы для реставрации готовы, согласованы и по линии культуры, потому что это памятник культуры и архитектуры регионального значения, со всеми властями, со всеми инстанциями, все согласовано. Единственная проблема — нет средств. И в этот момент, мы не успели ему еще ответить, как раздается у меня на мобильный телефон звонок — звонок из Парижа, и говорит председатель того Красного Креста — он же ушел в эмиграцию, Красный Крест.
Д. Володихин
— Это была российская организация Красного Креста, она ушла в эмиграцию. И был совершенно от нее отдельный советский Красный Крест.
Л. Решетников
— Да, он совершенно не имел никакого отношения. А та организация ушла, и мы знаем из истории русского зарубежья, это под его началом, этого Красного Креста ушедшего, было больше 30 домов — старческих домов, инвалидных домов русской эмиграции, ну и другими они вещами занимались. Сейчас еще функционируют два дома под началом царского, будем так называть, Красного Креста — в Ницце и Париже. Причем в прошлом году был смотр инвалидных и старческих домов Франции — 500 домов — первое место занял дом русского Красного Креста в Ницце. Представляете, на каком уровне это все держится. И вот звонит этот руководитель Красного Креста, граф Сергей Алексеевич Капнист, и спрашивает: Леонид, где вы? Я говорю: в Костроме. А что вы тут делаете? Я говорю: мы смотрим на здание, которое построили ваши предшественники, под попечительством императрицы Марии Федоровны. Так что, Сергей Алексеевич, судя по всему, вам вместе с нами придется пройти этот путь восстановления того, что сделали предшественники. Знаете, мы на православном радио — это явный был, ну мы не можем, мы не верим в стечение обстоятельств...
Д. Володихин
— Вы знаете, в таких случаях, я помню, отец Иоанн (Экономцев) говорил, осторожно, но твердо: возможно, в этом было что-то промышлительное.
Л. Решетников
— Ну мы — такое в один момент все стеклось: и человек подошел, говорит: у нас все документы есть, звонит граф Капнист и говорит: я готов. Ну и, конечно, мы принимаем решение, хотя наш фонд не занимается такими большими проектами как реконструкция фасадов зданий или там строительство какое-то, но мы приняли решение, нашли компаньона в Костроме — еще один фонд, который занимается милосердием в области вот борьбы с онкологией, и занялись реконструкцией этого фасада. И вы знаете, это такое все-таки промыслительное, правильно вы говорите, потому что и реконструкция прошла очень быстро. Мы все знаем, как тянутся реставрации, реконструкции — все просят дополнительных денег, не хватает этого, оказалось, что...
Д. Володихин
— Одних согласований тысяча.
Л. Решетников
— Да, а потом все время не хватает чего-то: надо еще полмиллиона, надо еще триста тысяч — ничего этого не было. Вот как в бюджете было запланировано, столько все и сделано, и все очень быстро. И состоялось в начале этого года, в январе месяце, мы торжественно открыли эту красивейшую мемориальную доску и на красивейшем фасаде этого здания, которое вписывается в единый ряд и с новым, построенным по благословению президента нашей страны, и этот вот фасад, который открывал в 1913 году, ну не фасад, а саму больницу, открывал государь Николай II. Так связь времен восстановилась просто на наших глазах, вот практически на наших глазах. И надо сказать, что особую роль сыграла императрица, вдовствующая императрица тогда, Мария Федоровна.
Д. Володихин
— Дорогие радиослушатели, мы вскоре поговорим о роли этой яркой, выдающейся женщины в деле заботы о сиротах, больных, разного рода приютах, о бедняках. А сейчас мне хотелось бы, чтобы в эфире прозвала музыка, составляющая славу и радость России начала XX века. Итак, Сергей Васильевич Рахманинов, Прелюдия до диез минор.
Д. Володихин
— Дорогие радиослушатели, напоминаем вам, что это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях президент фонда «Наследие», кандидат исторических наук, заведующий кафедрой исторического архивоведения Московского государственного института культуры, Леонид Петрович Решетников. И мы сейчас поговорим о Марии Федоровне, женщине, которая пришла вот к этой деятельности, связанной с больницами, приютами, с ремесленными училищами, с богадельнями далеко не сразу. Она вообще появилась в России благодаря истории чудесной и необычной. Для нее когда-то выбрали жениха, которым должен был стать цесаревич российский, любимый сын Александра II, Николай Александрович. Однако тот скончался во время путешествия в Европе, скончался в Ницце от туберкулезного менингита в тот момент, когда между женихом и невестой уже установилось доброе взаимопонимание, были сильные чувства, молодые люди тянулись друг к другу, и тут вдруг вот такая страшная, трагическая смерть. И через некоторое время, признавая с политической точки зрения, что брак между очередным наследником российского престола, цесаревичем Александром Александровичем, и давним союзником России в Европе, представительницей Датского королевского дома, принцессой Дагмар (а именно Дагмар была невестой Николая Александровича) будет полезен, государь Александр II попросил сына оставить какие бы то ни было иные увлечения и подумать о том, чтобы заменить брата в этом политическом браке. Ну, казалось бы, политический брак — это долг, это бремя для человека, это эмоции, которые далеко не всегда приятны. Однако знакомство между Дагмар и Александром Александровичем произошло достаточно благополучно, молодые люди почувствовали, что у них есть взаимная симпатия друг к другу, и впоследствии, в общем, этот брак, насколько я понимаю, состоявшись, был счастливым на многие годы вперед. Леонид Петрович, ну вот насколько я понимаю, Дагмар приняла православие, приняла его осознанно, и для России она не была чужачкой.
Л. Решетников
— Конечно, она не была чужачкой и, если посмотреть, вот в какую атмосферу она попала — мы сейчас говорим о благотворительности, да, ведь Романовы, вся династия, она особо выделяется, особенно вот в XVIII, XIX и XX веке, она выделяется тем, что вся династия занималась благотворительностью в беспрецедентных формах даже. То есть она попала в атмосферу, когда уже сложилась традиция, уже сложилось ведомство императрицы, да, которое...
Д. Володихин
— Это там Ведомство учреждений императрицы Марии.
Л. Решетников
— Императрицы Марии, и это ведомство в значительной степени занималось прежде всего благотворительностью.
Д. Володихин
— Ну давайте поговорим о нем. Это ведомство, оно имело очень давнюю историю. И когда-то ну своего рода человеком, который дал ему жизнь, была супруга императора Павла Петровича, вот ей тоже дали в православии имя Мария Федоровна, как и принцессе Дагмар. И, в общем, Мария Федоровна при Павле I, после его смерти, при Александре I, занималась вдовами, сиротами, воспитанием бедняков, попавших в сложное положение, их детей. А в 1828 году император Николай I дал указ, что Ведомство учреждений императрицы Марии, вот названное так по уже покойной его матушке, стало частью императорской канцелярии. Представьте себе, вот сейчас бы у нас фактически было бы министерство (а отделение императорской канцелярии по своему значению в чем-то и превосходит министерство), которое посвящено только благотворительности — вдовам, сиротам, приютам, ремесленным училищам для бедняков, больницам. Вот в Российской империи оно было, и по традиции покровительствовали ему венценосные дамы. Они его не возглавляли, там был свой руководитель, но должны были иметь к нему касательство, постоянное попечительство, именно особы Императорского дома. Леонид Петрович, как вы думаете, собственно, почему на них с течением времени легла почетная, но все-таки обязанность?
Л. Решетников
— Ну, с одной стороны, здесь в каком-то смысле, если говорить современным языком, императрицы должны были быть заняты созидательной деятельностью какой-то, не только представительской, да, — на различных мероприятиях, балах, приемах, раутах, участвовать во встречах даже с какими-то иностранными представителями, но должна была быть какая-то созидательная деятельность. Это разумное решение монархов, разумное решение всей династии, чтобы супруги императоров занимались деятельностью созидательной, с одной стороны. С другой стороны, надо иметь в виду, что весь по крайней мере XIX век, вот эта благотворительность, она еще происходила, такие ее масштабы, от нравственного состояния наших руководителей нашей страны, говоря современным языком. То есть это было служение Богу, это сознательное служение Богу императоров и, соответственно, их супруг, императриц. Такое, с одной стороны, участие в созидании, участие в творчестве, в работе, а с другой стороны — вот этот нравственный порыв милосердия, как бы ответственность перед Господом. Поэтому и такие масштабы приняло, особенно при последних императорах — при Александре II, при Александре III и Николае II — такие масштабы приняла благотворительность. Ну все, даже западные наблюдатели, отмечали, что такого в Европе просто невозможно. В Европе были какие-то адресные поступки.
Д. Володихин
— Отдельные пожертвования.
Л. Решетников
— Отдельные пожертвования. А здесь — да, мы говорили о ведомстве — там были и бюджетная часть, государственные средства, но в основном это пожертвования плюс личные средства императрицы. И то, что получилось, вы правильно сказали, то есть вот эта связь: Мария Федоровна практически начала, да, в начале века XIX, а Мария Федоровна, уже тоже вдовствующая императрица, в начале XX века это продолжила, и на ней, к сожалению, это закончилось. И смотрите, как тоже вы уже отметили, занимались инвалидами, бедняками — ну такой частью общества, которая нуждалась очень остро в этом, да, — больницы, богадельни, приюты. То же самое делала и уже Мария Федоровна в начале XX века, так и родилась и Романовская больница.
Д. Володихин
— Ну здесь получилось так. Мария Федоровна занималась этим при муже, Александр III скончался в 1894 году, и Мария Федоровна — натура энергичная, чрезвычайно сильная, деятельная, нашла себе применение вот в этих делах. Она их не оставила, она продолжала, хотя она уже вдовствующая императрица — не супруга, а мать действующего государя, тем не менее она продолжала активно заниматься всеми этими делами. А Ведомство императрицы Марии — это ведь десятки, одних больниц в начале XX века было 40 штук, какое-то невероятное количество ремесленных училищ, богаделен, приютов — вот абсолютно правильно сказали. И очень любопытно, что какие-то тонкие вещи связаны были с особенным все-таки почитанием монархини. Ведь благотворительность, она требует колоссального количества денег — казна что-то дает, да, дает что-то сама императрица, а что-то она должна собирать, и собирать должна очень деятельно, просить. А иногда ей дают доходы от недвижимости, в очень значительной степени ведомство жило именно на эти доходы. А доходы от продажи карточных колод, доходы от продажи первого класса в поездах — то есть, в сущности, здесь было логика христианская. Вот посмотрите, есть нечто порочное в том, чтобы заниматься азартными играми, есть нечто порочное в том, чтобы требовать себе дополнительной роскоши. Ну хорошо, оплатите ваши пороки, и ваши деньги пойдут на дела, которые больше нужны бедным и нечастным людям. И императрица Мария Федоровна еще добилась дополнительных добавлений со стороны разного рода продаж и сборов в копилку этого ведомства.
Л. Решетников
— Вот смотрите, ведь какая была система — совершенно мало знают у нас в стране сейчас: ведь начиная от государя, супруга, императрица, и все великие князья, князья, представители, как сейчас говорят, элиты, все состояли ведь попечителями училищ народных, каких-то больниц, приютов. Да, и театров, конечно, и каких-нибудь капелл. Но та же наша героиня нашего рассказа сегодня, она была попечителем около ста различных учреждений, от народных училищ, самого первого разряда, до больниц, до даже театральных каких-то коллективов, народных коллективов. То есть каждый, мы говорим современным языком, богатый человек состоял и попечителем от нескольких до нескольких десятков различных учреждений.
Д. Володихин
— А если этого у него не было, то он, в общем, попадал в сферу насмешливых взглядов: либо слишком скуп, либо слишком глуп, либо не понимает, что, в общем, в обществе действует логика веры христианской, разлитая по всему этому обществу.
Л. Решетников
— Ну не понимает, абсолютно верно. И это было, он бы был как изгой, то есть на него в высшем свете бы смотрели, вот как вы правильно сказали: или это исключительно жадный человек, или просто не понимающий вообще жизни в стране, в которой он живет. Поэтому это была, с одной стороны, и обязанность, с другой стороны, и порыв, и избежать этого было невозможно. И сама императрица — вот мы посмотрели по документам Костромской больницы, — так у нее личных средств там около 20% внесенных, личных средств. Видно, Кострома особый город для династии Романовых.
Д. Володихин
— Да, и мы сейчас об этом поговорим. Ну а пока, дорогие радиослушатели, я должен напомнить вам, что это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. Мы прерываем нашу беседу буквально на одну минуту и вскоре вновь продолжим наш диалог.
Д. Володихин
— Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях кандидат исторических наук, президент фонда «Наследие», заведующий кафедрой исторического архивоведения Московского государственного института культуры, Леонид Петрович Решетников. Мы рассказываем о судьбе Марии Федоровны, о том, как она занималась благотворительностью, и о том каким образом в наши дни эта ее деятельность была продолжена последователями. Так, ради интереса, добавлю, что ведь она еще была покровительницей того же самого Российского общества Красного Креста среди прочего. А насчет Костромы — да, вот, дорогие радиослушатели, пожалуйста, соедините в голове два события. 1913 год — много что хорошего делается по стране, много разных открывается учреждений полезных для народа и, в частности, больница в Костроме. Но, конечно же, ее открытие приурочено к другому важному политическому и культурному событию в жизни страны...
Л. Решетников
— Да, 300 лет Дому Романовых. И даже вот мы посмотрели по документам, больница-то практически была закончена в конце 1912 года. Ну там если бы поднажали, как у нас сейчас говорят, могли бы и в конце 1912 открыть. Но доводили уже до конца, чтобы открыть уже в юбилейный год, в юбилейную дату. И именно Кострома, которая сыграла огромную роль — и сам город, и Ипатьевский монастырь, и все события там начала этого 300-летнего пути практически началось с Костромы. И вот то, что императрица Мария Федоровна занималась этим строительством вместе с Красным Крестом, и государь приехал на открытие, посетил эту больницу, дал высокую оценку — еще раз подчеркну, она считалась передовой по оборудованию и по тем врачам, которые там работали. И мы сейчас опять констатируем, что эта больница и сейчас входит, как нам объяснили специалисты, в городе в пятерку лучших онкологических заведений России. И надо сказать, что и городское руководство нас сильно поддержало в нашей этой деятельности, оно тоже захотело, что не так часто бывает еще в России, к сожалению, но оно захотело связать, восстановить эту связь времен. Очень и мэр города понял это. Он даже, когда мы объяснили концепцию, что было построено в 1913 году — и Красный Крест, и императрица, а здесь новый корпус президент восстанавливает, тот, прежний Красный Крест, который был в империи, то я вам скажу, что мэр города после нашей этой беседы еще более часа водил нас по зданию мэрии, которая находилась в здании Дворянского собрания Костромы и показывал все сохранившиеся внутренние помещения этого исторического здания. Это, на мой взгляд, очень важно, вот это восстановление истории, непрерывной нашей истории. Мы многие годы, десятилетия, почти столетия забывали о той истории и мало ее знаем. Хотя в народе больницу и в советское время, действительно, так и называли — Романовская больница.
Д. Володихин
— Дорогие радиослушатели, хотел напомнить вам, что в связи с 300-летием династии Романовых, ее пребывания на русском престоле, была для всей страны колоссальным тиражом выпущена монета 1 рубль, и она очень хорошо показывает смысл тех мероприятий, которые действительно отмечались по всей России — празднования, открытие разного рода учреждений, поездки государя и представителей его семьи в 1913 году — их было несколько, значимых таких поездок. Так вот на этом рубле изображено два царя — Николай II и первый царь династии Романовых, царь Михаил Федорович, которого действительно, как Леонид Петрович сказал, пригласили на царство представители Земского собора, заседавшего в Москве в 1613 году, и пригласили в тот момент, когда он пребывал в Ипатьевском монастыре города Кострома. Так вот, представьте себе, на этом замечательном серебряном рубле юбилейном два профиля, и один государь в современной европейской одежде, другой — в русской, в шапке Мономаха, с крестом, который ее венчает. И сам государь, и династия показывают: мы не забыли своих корней, мы все, представители династии русских православных государей, мы можем быть одеты в европейскую одежду, но, по сути, мы русские люди, и наша вера едина с верой всего народа. То есть то, что происходило в 1913 году, не было пустым звуком, не было попыткой создать, как сейчас говорят, политическую тему, да, сейчас еще выражаются: вбросить тему в информационное пространство. Нет, это было достаточно искренние изъявление воли со стороны императора, его семейства, и Марии Федоровны, которая в этом также участвовала, хотя по роду своему она датская принцесса. И то, что больницу открыли — это одно из мероприятий в очень широком ряду того, что тогда делали Романовы.
Л. Решетников
— Ну вот история вообще-то живет, вот та история. Мы ее скрываем, а она живет. Вот скрывали, кто построил больницу, но люди в Костроме, народ называл — Романовская. То есть, вы знаете, вот 300-летие, вы рассказывали, сейчас вот такая, казалось бы, мелочь — печенье «Юбилейное». Оно любимое всеми нами и в советское время, и сейчас оно до сих пор выходит, написано «Юбилейное». Никто не задумывается: почему «Юбилейное», какой юбилей, в чем дело? Не обозначено, какой юбилей. А мы употребляем это печенье уже больше ста лет. Оно было создано по рецептам тогдашним, создано в 1913 году и названо так «Юбилейное». И мы как бы не замечаем эту историю, не знаем. И нам кажется, что все что было, оно было и прошло, и не играет никакой роли, но даже в мелочах она всегда присутствует, эта история, ее надо знать. И мы своим студентам это пытаемся внушить.
Д. Володихин
— Вы имеете в виду Московский государственный институт культуры, да?
Л. Решетников
— Да, ну наша кафедра истории и исторического архивоведения, и ваша кафедра — культурного наследия, которую возглавляете в том же институте, мы же на это обращаем внимание студентов. Как любить историю? Да вот любить в этих даже мелочах, не только в подвигах военных там, войны, у нас Великой Отечественной войны, других войн, их было много, героических войн, но не только в этих подвигах, но вот в этой прекрасной больнице с красивыми узорами, в этом печенье. Ну много сейчас привести примеров. Вот на днях открыли, отреставрировали вокзал в Шуе, построенный в начале века.
Д. Володихин
— В начале XX века, вы имеете в виду.
Л. Решетников
— Да, в городе Шуя исторический вокзал. Ну это такая красота, красивейший вокзал. Слава губернатору Ивановской области, властям этого старинного русского города. То же самое сделано в Туле, в Тульской области, то же самое, восстановлены станции старинные. Это же появляется вот это чувство твоей принадлежности к той земле, к этому городу, ты понимаешь, что это твои предки на этом вокзале садились на поезд или ожидали поезд. И если мы этим займемся, то не надо будет нам талдычить и говорить: любите свою родину, ребята.
Д. Володихин
— Ага, встаньте строем и пойте в один голос. Тут другое, действительно так. Действительно, в институте культуры студентам прививается отношение к русской истории, которая делится на три части: знать, любить уважать. Знать необходимо, потому что историк, который не знает своего предмета, студент которой не понимает своих корней — ну это личность, подверженная любым внешним влияниям, нестойкая в нравственном смысле. Не любить — это значит, в общем, не быть в своем ремесле достаточно сильным, если ты бесконечно критикуешь свою историю — ну что же, ты здесь, на этой земле, неродной человек. И, помимо этого, надо еще уважать. Потому что иногда любви мало, любовь может быть фамильярной, а есть еще ощущение почтения к тому, что десятки поколений наших предков творили, создавали что-то, строили, защищали на войне свое Отечество. Без уважения нельзя. Дорогие радиослушатели, вот я хотел бы вновь приникнуть к наследию предков и попрошу, чтобы сейчас нам поставили знаменитую мелодию Сергея Васильевича Рахманинова, относящуюся к той же эпохе, эпохе Марии Федоровны в России — «Вокализ».
Д. Володихин
— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. И в гостях у нас кандидат исторических наук, президент фонда «Наследие», заведующий кафедрой исторического архивоведения Московского государственного института культуры, Леонид Петрович Решетников. Мы рассказываем о судьбе, о деятельности императрицы Марии Федоровны. Мы рассказываем о том, как датчанка оказалась человеком, который сделал для России много больше того, что делали тогда многие русские. К сожалению, завершающий аккорд ее судьбы печален. В Первую мировую войну она поселилась в Киеве, очень много делала для фронта, для раненых. И когда грянула революция и гражданская война, и многое что в нашей стране рухнуло, испортилось, вся эта тонкость в сфере культуры и вся эта колоссальная система социального призрения, которые существовали, все это перестало существовать. У Марии Федоровны было не так уж много выбора. Жить в революционном Петрограде — для нее это означало быть убитой. Она родила шестерых детей своему супругу, среди этих детей был будущий государь Николай II, его братья, сестры, и все эти люди подверглись уничтожению. Не стоит думать, что пожалели бы и мать, ничего подобного. Но она тогда была далеко от революционной столицы, она жила в Крыму, в одной из резиденций, в одном из дворцов Южного берега Крыма.
Л. Решетников
— И надо сказать, что мы не должны забывать, что она как мать, она же воспитала государя Николая II вот в этом духе милосердия, в духе внимания к людям. Ведь сам государь, как и Мария Федоровна, как и его мать, он же много занимался призрением, много вкладывал, особенно, конечно, на строительство церквей, монастырей, но и на создание и учреждений, которые заботились о людях — о бедных людях, о больных людях. Вот это ее тоже такая особая заслуга — воспитание своего сына. И в Крыму ведь были планы со стороны революционных организаций, большевиков, ее все-таки арестовать и, как вы правильно сказали, ее судьба была...
Д. Володихин
— Предрешена в этом случае.
Л. Решетников
— Конечно, ради этого и делалось. И ее практически охраняли, их можно назвать добровольцы — люди, которые поставлены были охранять еще после февральского переворота, ее охраняли эти люди, они не уходили. И они заняли такую позицию: не отдадим Марию Федоровну. Такие попытки были, но в Крыму была неустойчивая ситуация, власть еще большевиков еще не утвердилась, были такие колебания. И здесь все-таки вмешалась и Англия, она все-таки, отдав на растерзание государя, решила не совсем ну что ли махнуть рукой на представительницу Дома Романовых, на императрицу.
Д. Володихин
— Я бы здесь добавил буквально пару слов: очень важно понимать, что англичане были, скажем так, впечатлены не тем, что они спасают императрицу, может быть, а тем, что это родственница их собственного Королевского дома —родная сестра Марии Федоровны, Александра, стала женой короля Эдуарда VII, британского монарха. И, говорят, что сын Эдуарда VII, король Георг, имел фамильное сходство с Николаем II. Это действительно так: если сейчас положить монету британскую начала века и русскую, вы увидите — то же лицо, та же бородка...
Л. Решетников
— Очень похожи.
Д. Володихин
— Да, очень похожи. И конечно же, понимаете, ну не готовы были англичане позаботиться обо всех представителях Дома Романовых и, по большому счету, может быть, и видели свою выгоду в том, чтоб видный монархический дом в России сошел на нет, ушел в могилу. Но тут все-таки своя, нельзя допустить, срам и позор был бы...
Л. Решетников
— Да, лицо надо еще сохранить. Ну как, остальных родственников — и государь же родственник, на остальных родственников махнули рукой, вроде бы сделали какие-то заявления, а потом ушли в кусты и практически оставили их на растерзание. Но ее решили все-таки спасти. Может быть, и скорее всего даже, что большевики тоже понимали, что здесь как бы не перегнуть палку, и не так жестко пытались ее вырвать и арестовать. И ее удалось, значит, эвакуировать, на английском военном корабле она была вывезена из Крыма.
Д. Володихин
— Ну вместе с некоторыми другими, рядом с ней оказавшимися представителями фамилии.
Л. Решетников
— Да, Дома Романовых. И они были вывезены в Англию, где она и начала свою эмигрантскую, не такую долгую жизнь. Потом переселилась на свою историческую родину. Хотя мы часто говорим, что оно вот датчанка, но это свойство всех императриц — попадая в Россию, они становились русскими. Они становились русскими и не только официально, формально, они становились русскими по духу. Она очень любила Россию, переживала за Россию, и ее с уверенностью можно называть, что это была русская императрица. И она, уже живя в Копенгагене, умирая, она оставалась православной, верующей русской церкви в Копенгагене, я там бывал. Она делала и благотворительные взносы, и занималась попечительством, помощью и даже русским прихожанам, бедным эмигрантам, таким же как она. Ну, конечно, другие масштабы, другие размеры. Вообще она была как человек очень внимательна к людям, и ее очень любили, очень уважали. Вот эта история казака по фамилии Ящик, да, я подзабыл его имя, который оставался ей верным, он начал еще ей служить при империи, сопровождал во всех ее вот этих передрягах и поездках, и в Первую мировую войну, и после войны, и в Крыму, и в Англии, оставаясь рядом с ней постоянно. Практически полуголодную жизнь он вел, потому что у нее средств практически уже не было, особенно как в Копенгагене, и он ее и похоронил. Он шел рядом с гробом — это есть такие фотографии, огромного роста этот казак. Он потом скончался тоже в Дании, но спустя там десяток лет. То есть он был так привязан к императрице, любил ее вот как человека, который действительно высоких таких моральных нравственных устоев, поступков. Это тоже о многом очень говорит. И она, даже находясь в стесненных таких условиях жизни, она все равно умудрялась, в хорошем смысле этого слова, помогать то средствами небольшими, то какими-то продуктами, какими-то подарками или просто добрым словом умудрялась вот русских эмигрантов в Дании, в Копенгагене, им помогать, уделять им внимание. И она была очень уважаема среди русской эмиграции в Дании. Но она была и очень уважаема всей русской эмиграцией. Она была практически авторитетом для всей русской эмиграции, русского зарубежья. Она не занимала никаких постов, не возглавляла уже никаких комитетов...
Д. Володихин
— Я был даже сказал, что она нарочито чуждалась политической деятельности.
Л. Решетников
— Да, но все ждали ее слова — а что скажет вдовствующая императрица, все хотели услышать ее слово. И она слова не политического, а духовного такого содержания, она говорила, да, и есть ее и письма, и обращения в различных комитеты взаимопомощи, взаимоподдержки, которые тоже создавались в эмиграции, она в этой работе все-таки участвовала. Но вот так закончила она свой жизненный путь, вроде бы на родине, но оставалась русской императрицей. И когда был поднят вопрос о перезахоронении ее...
Д. Володихин
— Это уже в начале XXI века, году в 2004–2005 пошли разговоры об этом.
Л. Решетников
— Да, и ведь она была похоронена в храме этого городка под Копенгагеном, где лежали все царские особы королевства Дании, она там же, среди всех королей и королев датского королевства. Но такое движение было и в России. И, видно, это воля Божия. Я в хороших таких, добрых отношениях с бывшим послом в Дании, Рюриковым Дмитрием Борисовичем, он этим и занимался. И я говорю: как вам вот удалось? С одной стороны, надо было датчан уговорить и их как-то убедить, а с другой стороны, здесь, в России, не все еще в начале двухтысячных годов это понимали. Он мне откровенно говорит: Леонид Петрович, имейте в виду, это все-таки воля Божия была. Все пошло очень легко. С одной стороны, чопорные датчане, которые очень гордятся своей независимостью, бывшее великое государство, великая чуть ли не империя.
Д. Володихин
— Да огромная была держава когда-то.
Л. Решетников
— Да, а с другой стороны, у нас не совсем еще такое понимание, почему императрица, покойная императрица должна лежать в России. Но, как объяснял мне Дмитрий Борисович Рюриков, тут явно была воля Божия. Все прошло, говорит, очень легко. Датчане сказали: да, ведь она действительно русская императрица, и она должна лежать в России. Конечно, мы очень горды, что датчанка русская императрица, но она действительно должна лежать в России. А в России тоже, говорит, без всяких сучков и задоринок вот этот процесс перезахоронения прошел. И ее торжественно, если не ошибаюсь, в 2007 году...
Д. Володихин
— В Петропавловском соборе Санкт-Петербурга захоронили.
Л. Решетников
— Она захоронена. Таким образом, вернувшись, сделав такой огромный круг, вернулась на свою настоящую родину, ради которой отдал жизнь ее сын, ее внуки и внучки. И она делала все, чтобы Россия была процветающей, богатой страной, уважаемой в мире, и это ее достойное место. И мы должны, конечно, вспомнить о ней, говорить о ней, о ее делах, о светлых делах. И вот в этой Романовской больнице недаром на этой доске мы поместили барельеф Марии Федоровны — их не так много сейчас на памятных местах России, — чтобы люди помнили о ее добрых делах и добрых словах.
Д. Володихин
— Ну, Леонид Петрович, вернулась она в другое место. Выехала из Петербурга в Киев, из Киева в Крым, из Крыма в Англию, из Англии в Данию. А вернулась-то не в Петроград, а в Санкт-Петербург.
Л. Решетников
— В Санкт-Петербург.
Д. Володихин
— То есть страна изменилась в этом смысле, конечно, изменилась к лучшему. Ну что же, время нашей передачи подходит к концу. Дорогие радиослушатели, мне осталось повторить слова Леонида Петровича: относитесь с почтением к памяти этой женщины, у нее больше заслуги перед нашей страной, она хорошо поработала на благо России. Напоминаю вам, что у нас в гостях был Леонид Петрович Решетников. От вашего имени благодарю его, и мне осталось вам сказать: спасибо за внимание, до свидания.
Л. Решетников
— До свидания.
Артёму Казённых важно отправиться на лечение, нужна помощь
Артёму Казённых 9 лет, он не может нормально двигаться и очень плохо видит. Но благодаря любви и заботе близких, жизнь его наполнена теплом и радостью. В семье мальчика есть особенная традиция — когда кто-то из друзей и знакомых приходит в гости, Артём неспеша подходит к человеку и аккуратно кончиками пальцев трогает его лицо. Так он здоровается с близкими людьми и понимает, кто пришёл в дом.
Артём всю жизнь борется с последствиями остановки сердца и нескольких операций на головном мозге, которые пережил в младенчестве. Чтобы помочь ребёнку развиваться, мама ежедневно выполняет с ним разные физические упражнения, возит сына на реабилитации. «Постепенно наш герой восстанавливается, — говорит Лидия. — Сейчас Артём осторожно делает первые шаги, самостоятельно может подняться и сесть на стул, что-нибудь съесть. Его крёстная, кондитер, каждый праздник старается порадовать Артёмку маленьким бисквитным десертом, что вызывает у него бурю положительных эмоций. Ведь теперь он может сам прожевать кусочек торта, хотя раньше ел только протёртую пищу», — продолжает рассказ мама.
Жить сегодняшним днём и замечать всё хорошее — вот девиз семьи Артёма Казённых. «Мы радуемся даже самому малому, тому, чему многие люди не придали бы значения. Например, недавно сынок впервые смог обнять меня одной рукой за шею. Просто обнять — какое это счастье!» — радуется Лидия. Она верит, что у сына впереди много новых побед.
Сейчас Артёму предстоит следующая реабилитация, которую мама оплатить не в силах. На помощь пришёл благотворительный фонд «Дети Ярославии», он открыл сбор для мальчика. И если вы хотите поддержать Артёма, переходите на сайт фонда: deti-yaroslavii.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Страстной седмицы». Прот. Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы размышляли с нашим гостем о смыслах и значении Страстной Седмицы и о том, как участие в богослужениях этих дней может помочь подготовиться к встрече главного христианского праздника — Пасхи.
«Страдания и вера». Татьяна Семчишина
У нас в гостях была медсестра детской реанимации Татьяна Семчишина.
Мы говорили о том, как страдания и жизненные испытания могут способствовать приходу к вере, о том, как поддержать человека в горе, а также о важной роли тишины и молчания в нашей жизни.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья! У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации. Добрый вечер!
Т. Семчишина
— Здравствуйте!
К. Мацан
— Вот не первый раз Татьяна у нас в гостях в программе «Светлый вечер», а уже даже второй. Мы с Таней не то, чтобы давно, но знакомы, поэтому, как в жизни, будем общаться «на ты». И я бы вот с чего начал. Вот я тебя представляю как медсестру детской реанимации... Нередко я встречаю такое мнение, что вообще во врачебном сообществе, скорее, человек будет неверующим, потому что взгляд на мир научный, естественнонаучный, работаете вы с конкретными данными физиологии, анатомии, биологии и так далее, и вот места чему-то такому, что не измеряется на приборе, здесь, вроде бы, не остается. Почему «вроде бы»? Потому что, с другой стороны, а где еще встретить чудо, как не в больнице, где происходят, наверное, иногда необъяснимые с медицинской точки зрения вещи, когда врачи говорят: «Ну, бывает, и такое бывает. Хорошо, что человек выздоровел». Вот как ты это наблюдаешь, будучи человеком внутри этого процесса?
Т. Семчишина
— Наверное, стоит сразу оговориться, что поскольку я не врач, а медсестра и могу говорить от лица не столько врачей или врачебного сообщества, а медицинского сообщества, как медработник, как я сама это переживаю или как я это наблюдаю... И, конечно, ты абсолютно прав, что, с одной стороны, медики имеют дело с множеством данных, законов, процессов, опять-таки, опыта врачебного профессионального, медицинского, тех случаев, которые наблюдают, и это, конечно, в какой-то степени сужает область такой детской... назову это... не хочу никого обидеть, но какой-то слепой веры, когда ты надеешься и очень хочешь надеяться, тем более, когда речь идет о любимом человеке, близком, который болеет и страдает. Наверное, в этом смысле медики гораздо более люди отстраненные, может быть даже, циничные, потому что там, где мама болеющего ребенка продолжает надеяться, медики понимают, что это закончится тем или иным исходом.
С другой стороны, в нашей области, и это знает очень хорошо любой врач, медсестра, все те, кто каждый день занимается лечением людей и пытается им помочь, всегда есть место для необъяснимого и для того, чтобы... я назову это «действовал Бог», как человек верующий. Потому что даже если будет самая лучшая команда профессионалов, которые будут, допустим, оперировать в самой лучшей больнице, с самым лучшим оборудованием и самым лучшим обеспечением всеми необходимыми препаратами, есть всегда место, ну, случайности, стечению обстоятельств, когда что-то может пойти не так, или когда что-то может пойти так в тех больницах, местах, где нет совсем никаких условий. Но почему-то в одних ситуациях человек выздоравливает и получает исцеление, а в других вдруг начинаются какие-то осложнения, которые могут привести и к смерти. И, наблюдая за этим, наверное, люди могут по-разному это истолковывать — и как, опять-таки, случайность, совпадение, но здесь всегда есть место тайне, и я думаю, что никто другой, как медики, не наблюдают этого так часто, когда, кажется, по всем законам, все должно пойти таким образом, а оно идет совершенно другим.
Ну и, плюс, конечно же, никто, как медики, так часто не видит страдания и, в том числе, смерти, которая, да, к сожалению, становится частью нашей рутинной работы. Но без осмысления этого ты не можешь там оставаться. Другое дело, что каждый человек находит для себя разный ответ в этом осмыслении, и кто-то находит его действительно в вере, а кто-то — в такой отстраненности и некотором, наверное, ожесточении, может быть, сердечном, которое скрывается за словом «профессионализм».
К. Мацан
— Ну, говорят, что врачи — циники. Вот это — про это, да?
Т. Семчишина
— Наверное, да, можно и так сказать.
К. Мацан
— Вот ты, мне кажется, важнейшую тему ты такую поднимаешь — вообще о приходе к вере, о, скажем так, содержании этого процесса. Вот ты сказала, что, встречаясь часто со смертью, с уходом людей, разные люди совершают разные выводы, иногда противоположные, из одной и той же ситуации. А вот от чего это зависит, как тебе кажется? Почему один человек приходит к мысли, ну, к какому-то обоснованию для себя религиозной веры, включая то, что вот жизнь не заканчивается со смертью и есть надежда на вечную жизнь, вот в этом тоже выражается вера, а кто-то из той же самой ситуации делает вывод, что «нет, все» (я сейчас, может быть, огрубляю), «все бессмысленно». Вот этот самый цинизм, как, может быть даже, защитная реакция, возникает, бросающаяся в глаза бессмысленность. Вот я даже уже, скорее, знаешь, тут не про медицину, а к твоему опыту просто верующего человека, многолетнего прихожанина храма, который при этом с этой темой сталкивается, с темой медицины и смерти, — что Бог касается в какой-то момент сердца человека и говорит, что «вот найди утешение в этом, ищи утешение здесь», а другого, получается, Бог не касается, раз он ожесточается и не верит?
Т. Семчишина
— Это сложный вопрос.
К. Мацан
— Конечно, сложный. Я, вообще-то, простых вопросов не задаю.
Т. Семчишина
— Сложный вопрос, на который я могу попробовать ответить некоторым предположением, потому что все-таки опять я говорю с позиции человека верующего, хотя и мне знакомы сомнения, недоумение, и уже в профессию я пришла верующим человеком. Хорошо, конечно, ответить просто и схематично, сказав, что это зависит от того, с каким сердцем, наверное, с каким багажом ты уже приходишь, ну вот, там, например, в профессию или в какую-то конкретную ситуацию страдания, боли и какого-то экзистенциального напряжения. Потому что, конечно, влияют и встречи, и воспитание, духовное воспитание наших учителей. Потому что в том, как я вижу какие-то вещи и как я их трактую, огромная заслуга, и это результат работы множества людей, с которыми мы общались — и отца Георгия Чистякова, и владыки Антония Сурожского, чьи книги оказали на меня очень большое влияние, и Фредерики де Грааф, и многих других людей. И когда ты встречаешься лицом к лицу с конкретной ситуацией, она ложится уже на подготовленную почву. Хотя, говорю, конечно, это не исключает вопросов, недоумений, сомнений и боли.
С другой стороны, наверное, и благодать Божья... Я не знаю, как ответить на вопрос, почему кого-то касается, а кого-то не касается. Но это еще и выбор, это и выбор человека в том, чтобы оставаться открытым или нет. Мы все испытываем боль — это я совершенно точно могу сказать. Мы все, работая там, где мы работаем, и видя то, что мы видим, переживаем за наших пациентов и не можем эту боль не испытывать. Другое дело, насколько мы ее в сердце допускаем и насколько мы готовы и в дальнейшем ей открываться и — может быть, не самое удачное выражение — что-то с ней делать. Потому что я могу отдать ее Богу — это, мне кажется, единственное, что имеет смысл, и дать согласие на то, чтобы снова этой боли открываться. Но я совершенно точно знаю и понимаю, что бывают и моменты, и бывают ситуации, когда человек говорит: «Нет, я не хочу этой боли. Да, я вижу ее, но я совершенно не готов ее испытывать и снова и снова к этой ситуации возвращаться, поэтому я выбираю такое дистанцирование». Потому что это тоже ведь может быть объяснено очень логично и какими-то важными причинами и мотивами для того, чтобы профессионально не выгореть, для того, чтобы мочь помогать больным, для того, чтобы уметь профессионально оказывать им помощь, и так далее. И, наверное, да, мировоззрение, наверное, готовность открывать сердце и готовность как-то рефлексировать и, ну, назову это «что-то делать» с этим переживанием и что-то делать с этой болью. Наверное, от этого зависит.
К. Мацан
— Ты эту фразу произнесла, очень такую цепляющую в хорошем смысле слова — «отдать Богу». Вот мне эти слова очень нравятся — «надо отдать боль Богу», потому что в них, что называется, постулируется сразу и существование Бога, и Его активное участие в жизни человека верующего, то, как это верующий видит, Его готовность эту боль человека забрать, какое-то такое динамичное отношение. То есть, Бог из какого-то слова, фигуры, идеи, чего-то такого большого, где-то существующего, превращается в Того, Кто близкий с тобой, Кому до тебя есть дело. А вот как ты это переживаешь? Как бы ты, ну, если угодно, объяснила вот это свое чувство — отдать боль Богу — человеку, который этого опыта не имеет? Понятно, что это сложно, может быть даже, невозможно объяснить до конца или даже хоть сколько-то. Но описать, свидетельствовать, наверное, можно. То есть, это невозможно передать, как любой опыт, но, может быть, что-то о нем можно сказать?
Т. Семчишина
— Ты знаешь, однажды у нас был такой разговор с коллегой — ночной, в какое-то небольшое затишье и в какой-то небольшой такой промежуток передышки. Она спросила меня: «Скажи, вот ведь я вижу, что довольно часто ты общаешься с семьями наших детей, и даже с кем-то, и со многими ты продолжаешь общаться после смерти детей. Они присылают тебе фотографии. Как ты все это выносишь? И зачем?» И тогда я попыталась ответить на вопрос, именно используя вот этот образ «отдать Богу», при этом понимая, что я разговариваю с человеком, который, может быть, где-то очень на пороге веры, как-то задумывается. Это действительно было сложно, как это можно объяснить, потому что, разговаривая со «своими» (я беру это сейчас в кавычки) — ну, с теми, кто как-то более в церковный контекст погружен, среди верующих людей, я могу что-то говорить о молитве, хотя все эти слова — они, наверное, будут достаточно плоскими, и все будет не то. Но здесь суть в том, что есть боль, которую на самом деле очень сложно вынести. Ее довольно сложно вынести еще и потому, что ты не можешь ничего с этим сделать. Иногда это твоя боль, личная, потому что ты соприкасаешься с какой-то трагической ситуацией и видишь, как это отражается на семье, на ребенке. Может быть, еще обстоятельства какие-то сложные. Иногда это, действительно, да, тоже вот отражение боли других людей. Ты видишь, насколько другому человеку больно — матери, потерявшей ребенка своего, или самому ребенку. Но наше, наверное, такое человеческое, естественное желание — эту боль утишить сразу, уменьшить ее, избавиться от нее. Когда я говорю о том, что мы можем отдать эту боль Богу, это, наверное, больше о том, что мы можем ее с кем-то разделить. Это не всегда означает утешение, но когда ты в боли не один, это приобретает какой-то другой смысл. И особенно когда ты в этой боли не один, а с кем-то, кто больше тебя, больше всей этой ситуации, Тот, Который благ, Который милостив и Который, в общем, не хочет никому зла и не хочет никому ничего плохого. И когда ты в этой боли с тем, кто в глубине своего существа видит и держит судьбы всех и знает тайну, и знает каждого по имени — и этого ребенка, который ушел, или этой семьи, каждого ее члена. Наверное, как-то более стройно мне сложно это объяснить, но, как говорил кто-то из великих, что боль... ты можешь горе разделить пополам с кем-то, и это уже... Ну это совместное проживание — оно и объединяет, и оно помогает тебе в этом быть и продолжать, продолжать существовать, продолжать жить.
К. Мацан
— Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Мы говорим о трудных вопросах, на самом деле, веры, которые возникают в связи с болезнью, в связи с испытаниями. И наша сегодняшняя гостья видит это просто в процессе своей работы в детской реанимации. Вот еще немножко останавливаясь, может быть, задерживаясь на этом выражении, на этом состоянии, наверное, сердца человеческого — «отдать боль Богу»... Я вот в прошлой части упомянул, что мне оно очень нравится, это выражение, потому что в нем дается какое-то представление о Боге активном и с нами взаимодействующем, к нам обращающемся. Но ведь тут еще, наверное, важно, что и человеческая активность здесь постулируется? Я почему об этом спрашиваю — потому что я вот помню, в похожем контексте когда мы с кем-то говорили, вот отдать боль Богу, отдать проблему Богу, поручить эту проблему Богу, человек совершенно нецерковный и неверующий услышал в этом пофигизм. То есть, «вы, верующие — вы просто от этого закрываетесь». Ну, «отдай Богу» — это то же самое, как, другими словами, просто «не думай об этом», «да не парься!». Но правильно, что мы не про это же говорим сейчас? А вот как ты это чувствуешь? Почему это не про «не парься»? Вот я даже понимаю, что в плане твоей работы в реанимации это глупый вопрос и наивный. Я не предлагаю тебе сейчас переносить его на конкретные ситуации, когда перед тобой страдающий человек. Но если говорить именно о вере, о том, как ты проживаешь отношения с Богом, которые вот не про «не парься», а про твое активное участие — что это такое?
Т. Семчишина
— Я думаю, что если говорить с точки зрения психологии, наверное, можно назвать это формой рефлексии, да? Что когда происходят какие-то сложные события — ну, например, смерти пациентов, еще какие-то неразрешимые вещи, с которыми мы активно в рамках своих профессиональных обязанностей сделать ничего не можем, то просто забыть и как-то отодвинуть это в долгий ящик — это, наверное, да, была бы, наверное, пассивная позиция. Мне кажется — ну, может быть, я так устроена, но мне кажется, что очень важно все-таки не оставлять эти ситуации, а к ним возвращаться и их обдумывать. Пусть это будет с точки зрения психологии действительно такой рефлексией. Но если говорить с точки зрения веры, то мне кажется очень важным вот что. Когда-то я услышала это от Фредерики де Грааф. В каком-то разговоре мы с ней обсуждали тоже какую-то рабочую ситуацию, и она говорит: «Ну ты зовешь туда Бога, ты зовешь туда прийти Бога? Ты знаешь, что в какие-то моменты ты можешь требовать, чтобы Бог туда пришел? Да, Он знает это и без тебя, да, Он видит эту ситуацию, но ты можешь требовать, чтобы Божья Матерь и Господь в эту ситуацию вошли». Я не сразу это поняла, что она имеет в виду, но мне кажется, что это какая-то точка соприкосновений, точки встречи именно активности человека и активности Бога. Потому что это пространство человеческого сердца. И человек, видя или участвуя в неких обстоятельствах, где человек страдает, его призыв Бога туда — это, мне кажется, именно это и есть проявление активности, неравнодушия, неотстранения. И то же самое — если речь идет о смерти или вот о каких-то таких сложных событиях. То есть, мы, с одной стороны, молимся и отдаем Богу эту ситуацию — может быть, непонятную, может быть, с которой мы не согласны, но, вместе с тем, мы призываем Его прийти туда и освятить эту ситуацию Своим присутствием. Как дальше будет, я не знаю, но что-то страшное уже случилось, что-то трагичное уже случилось. Но призвать Бога в эту ситуацию, мне кажется, это лучшее, что можно сделать.
К. Мацан
— Я помню, в одном интервью священник Александр Ткаченко, создатель первого детского хосписа в России, сказал, что у Бога нет других рук, кроме наших. Ну это не он первым сказал — это такая известная, бесспорная, с одной стороны, мысль. С другой стороны, я помню, что в другом интервью человек тоже, много работающий, скажем так, в социальных проектах, помогающий и бездомным, и больным, к этой фразе по-другому отнесся — что «не, ну, конечно, у Бога есть другие руки, кроме наших, потому что, может быть, если Господу надо, Он Своими руками что-то сделает и без нашей помощи». И тогда человек добавил: «Ну, в лучшем случае, пальцы». Но, может быть, мы не будем множить дальше физиологические метафоры — «руки», «пальцы», но что ты об этом думаешь? Как в тебе эти слова отзываются?
Т. Семчишина
— Мне кажется, что это — опять-таки, наверное, возвращаясь к вопросу открытости сердца и открытости... ну, открытости миру, открытости человеку, причем, в совершенно разных реакциях. Мне почему-то первое, что приходит на ум, когда я слышу эти слова, это какие-то ситуации... Ну вот, например, самая простая — допустим, закончилась моя смена, и я выхожу из отделения, может быть, очень уставшей и, может быть, думающей только о том, чтобы поскорее добраться домой...
К. Мацан
— Потому что после суток дежурства.
Т. Семчишина
— Да, ну, после суток, и поехать скорее домой, и лечь спать, и вообще как-то немножечко отключиться от той реальности, которая была моей реальностью в последние 24 часа. И в этот момент, например, я вижу, что на диванчике около отделения нашего сидит женщина и, например, плачет. И, может быть даже, я узнаю в ней маму кого-то из наших детей. И здесь может быть несколько вариантов, да? Это может быть, например, мама, с которой есть у нас какой-то контакт и с которой у нас, ну, какие-то отношения даже сложились, потому что ребенок уже лежит какое-то продолжительное время. Это может быть мама какого-то другого ребенка, с которым я никогда не работала, но я знаю, что она приходит. Или, может быть, это совсем незнакомый человек. В целом, реакция моя может быть такова, что, ну, вообще-то, я закончила уже работать. Лифт — вот, пожалуйста, здесь пройти пять метров, и я сажусь на лифт и уезжаю к себе. Ну, потому что это не мое дело. Ну, плачет она — почему она плачет? Я не знаю, почему она плачет. Узнавать и как-то погружаться в это все еще я могу быть совсем не готова. Но, на мой взгляд, если так сложилось, что на выходе со смены почему-то я встретила эту женщину, ну, лучше подойти к ней, сесть и спросить ее, по крайней мере, что случилось. Или, ну, может быть, какими-то другими словами. Потому что мы все очень сильно нуждаемся в том, чтобы быть увиденными другими людьми. И, может быть, я ничем не смогу ей помочь. Может быть, я и выслушать ее не могу. А может быть, она мне как-то грубо даже ответит, или агрессивно, или... Да все, что угодно, может быть. Но в данном случае как-то Божьими руками... Что я могу, как Божьи руки, здесь, да? Я... вот как задание от Бога такое, да, это переживаю — что если человек встречается, даже если мне очень не хочется, даже если как-то вот... ну, как будто бы даже я имею моральное право пройти, но лучше все-таки подойти и спросить. Ну не захочет она другого человека рядом с собой, не нужно ей это будет — ну тогда так, как есть. Может быть, посидеть с ней какое-то время. А может быть, она пришла, потому что были ситуации, когда, например, мама потерялась просто. Ну, то есть, она должна была прийти в другое место, и она потерялась, растерялась, там, ребенок в тяжелом состоянии, и она не поняла, куда идти. И это все тоже решалось довольно просто, потому что я вернулась в ординаторскую, мы позвонили лечащему врачу и поняли, что требуется — она перепутала этажи и пришла не туда. То есть, это могут быть какие-то вещи, которые совсем не «великие», но если мы пришли в этот мир, если мы родились и продолжаем жить, и если как-то мы хотим для Бога тоже что-то делать, мне кажется, хорошо бы стараться — конечно, это не всегда получается, но — держать глаза открытыми, уши открытыми и сердце открытым.
К. Мацан
— Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации. У микрофона Константин Мацан. Не переключайтесь.
«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. Мы говорим сегодня с Татьяной Семчишиной — медицинской сестрой детской реанимации.
Вот до перерыва, знаешь, какую-то ты очень важную тему затронула, причем, важную, знаешь, вот мне лично в плане каких-то лайфхаков. Лайфхаков, потому что мы хотим, чтобы от наших программ была сплошная польза, и вот на практике что выносить. Я вот могу тебе признаться, что для меня вот в той ситуации, которую ты описывала — допустим, сидит человек в больнице ли, на улице, на работе ли где-то, например, плачет, и, в принципе, ситуация, с одной стороны, располагает к тому, чтобы подойти, спросить, что случилось, а с другой стороны, ты понимаешь — вот это моя проблема психологическая, честно признаюсь тебе и всему честному народу, — я боюсь вот того самого какого-то грубого ответа, неловкости, которую я могу создать, в которой я могу оказаться, боюсь почувствовать себя глупо. И боюсь одновременно и человеку как-то... Может быть, ему сейчас не нужно внимание. Вообще, я понимаю — допустим, когда мне плохо, я, может быть, не хочу, чтобы вообще меня трогали. Но это индивидуально. Я внутри себя борюсь, с одной стороны, с каким-то правильным пониманием, что, ну, хорошо бы сейчас подойти, узнать. И я вот абсолютно понимаю тебя, когда ты говоришь, что «вот мне сейчас, именно мне этот человек именно попался — ну неслучайно же это, ну Господь же все видит!» А с другой стороны, какие-то внутренние ограничители включаются. Вот что ты посоветуешь? Ты отчасти уже об этом начала говорить. Может быть, ты тоже это испытываешь. Судя по всему, тебе это знакомо. Как находить для себя внутреннюю мотивацию все-таки поступить по-христиански, громко скажем, и вот это внимание проявить, не боясь, несмотря ни на что, и быть готовым даже, там, не знаю, к неловкости, к грубому ответу, но все-таки сделать?
Т. Семчишина
— Ну, начнем с того, наверное, что касается мотивации, что, боюсь, нет готовых рецептов, потому что каждый раз и в каждой ситуации приходится делать выбор. Это не что-то такое, что идет по накатанной и что один раз уже решено, и теперь наконец-то все просто и легко.
С другой стороны, я вот о чем думаю. Господь дал нам свободу, и эта свобода — она выражается во всем. Она выражается, в том числе, в том, что решим мы сами — подойти или не подойти. Она заключается и в том, что человек может принять нашу помощь, не принять нашу помощь, нуждаться в нас, не нуждаться в нас, а нуждаться в ком-то другом. И, наверное, один из тех принципов, которые хорошо бы постараться соблюдать, это человеку эту свободу предоставить. И в каких-то ситуациях я понимаю, что мне проще все-таки тоже опираться на рецепты на какие-то готовые, и в каких-то ситуациях я для себя формулировки нашла. Вот, например, я живу на метро «Теплый Стан», где у нас находится рынок, и там переход довольно длинный из метро, много лестниц, куда довольно часто приезжают бабушки со своими сумочками-кошелочками на колесиках. И для того, чтобы подняться или спуститься (а чаще всего бабушки приезжают уже с нагруженными сумочками), ну это требует усилий, чтобы по ступенькам их поднять. И тоже кажется — ты видишь пожилого человека, который с этой тележечкой со своей цок-цок-цок по ступенькам, и реакция может быть очень разной, потому что бабушки тоже по-разному настроены.
К. Мацан
— Меня однажды так отшили, будто я хотел сумку забрать, а не поднять.
Т. Семчишина
— Да. Потому что бывает, что, действительно, ну вот люди как-то так реагируют остро. И, ну, для себя я какую-то формулировку нашла такую, что когда я подхожу, говорю: «Извините, пожалуйста, разрешите вам помочь!» — и это оставляет человеку абсолютную свободу, потому что кто-то может сказать: «Да мне и так удобно». О’кей. «Да, хорошо, очень было бы здорово». «Нет, не нужно». И... Ну, и когда... И себя чувствуешь в этом тоже свободной. И человеку ты предлагаешь, и оставляешь ему право отказаться и свободу отказаться или принять.
Конечно, гораздо сложнее, когда речь идет не о физической помощи, которая очевидна, а о помощи (или не помощи), о каком-то участии, когда речь идет о горе, слезах или какой-то сложной ситуации, и мы не знаем, что случилось. Но, мне кажется, если иметь в виду, опять-таки, эту деликатность и какое-то пространство свободы, ну, по крайней мере, может быть даже, и вопрос «что случилось?» не такой удачный... Там, что ты расскажешь, что случилось? «Мне плохо». Там, «моему ребенку плохо». Что случилось... Все плохо. Но, может быть, спросить: «Я могу вам чем-то помочь?», как бы по-киношному ни звучала эта фраза. Или: «Не могу ли я что-то для вас сделать?» И если человек скажет «нет», может быть, побыть еще, посмотреть на него и уйти?
К. Мацан
— В прошлой части программы ты говорила, когда мы начали в самом начале размышлять о том, насколько человеку в медицинском деле труднее или проще, скажем так, прийти к вере, найти утешение к вере, ты сказала: «Все мы переживаем боль и сомнения». Я вот хотел бы к этой фразе творчески придраться. Опять же, может быть, это будет связано с твоей работой, может быть, нет, но какие у тебя сомнения в вере, какие вопросы к Богу (если это одно и то же — сомнения в вере и вопросы к Богу)? Я понимаю, что ты вряд ли ставишь под сомнение бытие Божие как таковое. Хотя сейчас ты расскажешь. Но тогда чего они касаются?
Т. Семчишина
— Они действительно не касаются бытия Божия. Но... Есть, например, сомнение — это один из самых болезненных вопросов, я думаю, что не только для меня. Это вопрос, что есть благо. Что есть благо, ну, например, для конкретного ребенка. Или что есть благо для его семьи. И если мы говорим о том, что, ну, «я верю, что Господь всемилостив и благ, и в Его деснице тайна человеческой судьбы», то где это благо в какой-то конкретной ситуации, где его очень сложно разглядеть или невозможно? И что есть благо в этой ситуации? Это вопрос, который довольно часто снова и снова приходится ну как-то решать, задавать, по крайней мере, этот вопрос.
К. Мацан
— Ты имеешь в виду, может ли болезнь, например, быть благом для семьи, для человека, для ребенка?
Т. Семчишина
— Я боюсь сейчас уйти в какие-то теоретические размышления, потому что все-таки эти, наверное, вопросы имеют право задавать только непосредственные участники. Легко сидеть в студии и говорить о таких вещах. Но, скорее, это какие-то очень конкретные события или конкретные... Даже, наверное, не столько сама ли болезнь — благо. Я не буду касаться этой темы — она слишком деликатная, и она слишком индивидуальна для каждого конкретного человека. Но в процессе лечения и в процессе борьбы за жизнь мы, да, сталкиваемся с ситуациями — ну все ли мы сделали правильно и все ли мы сделали, исходя из блага, из пожелания блага, например, такой вопрос. И еще вопросы смысла, который, наверное, основополагающий — в чем смысл, где смысл? Наверное, немножко сложно говорить об этом абстрактно, но я боюсь, честно говоря, приводить какие-то конкретные примеры, потому что опасаюсь быть недостаточно бережной и деликатной к тем людям, о которых я могу рассказывать.
К. Мацан
— Когда человек надеется на чудо, а чудо не случается, это вызов вере?
Т. Семчишина
— Это очень серьезная проверка, я думаю. Потому что, как сторонний наблюдатель, опять-таки, я могу говорить о том, что очень часто чудо, которого мы хотим, оно имеет очень конкретные осуществления, да? То есть, мы хотим очень конкретных вещей, надеясь на чудо. Например, в ситуации болеющего ребенка хотим его выздоровления во что бы то ни стало. Вопрос блага в этом тоже очень важен, потому что иногда, например, в силу ряда причин, осложнений, лечения мы, как медики, можем понимать, что если даже ребенок выживет в этой ситуации, то его жизнь не будет полноценной. Он, например, ну, не сможет никогда ходить или не сможет говорить, или еще чего-то не сможет. То есть, его выживание физическое — оно не будет означать качества жизни и полноты этой жизни. Ну, хотя о полноте, наверное, можно говорить в духовном смысле, и мы, наверное, не будем эту тему затрагивать. Но я вижу, например, несколько вещей и могу поделиться такими размышлениями — что чудо иногда может быть в другом. Мы просим конкретного чуда в выздоровлении, а чудо случается, выражаясь в каких-то других вещах, хотя ребенок погибает, например, и этого выздоровления мы не получаем.
Но когда я говорила еще о том, что это такая проверка того, что стоит наша вера... С одной стороны, мы помним прекрасно все евангельские строки — «просите, и что бы вы ни попросили Во Имя Мое, да будет вам», С другой стороны, это тоже достаточно известные слова — о том, что «что нам дороже — сам Бог или Его блага, или Его благодеяния?» И вот в ситуации, когда мы просим и не получаем, очень бывает сложно, но возможно сохранить веру в то, что Бог всемилостив и благ, и неизменен, и принять из Его руки то, что происходит, даже если мы сейчас этого не понимаем. И даже если очень больно. И даже если эта боль потери разрывает сердце.
Но я вот, наверное, не посмею здесь говорить о наших родителях, потому что действительно для этого каждый проходит свой путь, и свой путь осмысления, и свой путь веры. Но вот здесь очень серьезно встает вопрос, насколько дорог мне Бог. Если я не сомневаюсь в Его существовании, если Он был здесь, если Ему небезразлична судьба моего ребенка, если Ему небезразлично все, что происходит с нами, как дальше строить эти отношения, если случилось то, что случилось.
И почему-то вот хочется мне еще одним поделиться — тоже важным, мне кажется, моментом таким. Однажды мы провожали семью, у которой умер малыш. Было отпевание, и батюшка наш, больничного храма после того, как отпевание закончилось, он подошел к супругам, к родителям малыша, обнял их и сказал: «У вас было время надежды, теперь оно закончилось, и наступает время веры и любви». И это настолько точно отражает состояние... Ну вот, по крайней мере, это такое было точное описание для этой конкретной семьи, потому что они до последнего надеялись. И сейчас, когда все закончилось так, как закончилось, они возвращаются домой, но возвращаются домой, к сожалению, с погибшим ребенком. Но наступает время, когда ты можешь верить во встречу, ты можешь верить в то, что любовь не заканчивается земной жизнью, и что любовь продолжается. Вот, мне кажется, это какое-то максимально точное описание того, что может происходить.
К. Мацан
— Татьяна Семчишина, медицинская сестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вот буквально предвосхищаешь ты ту тему, о которой я хотел бы в этой последней части нашей программы поговорить, без которой, конечно, наш сегодняшний разговор был бы неполным. В том смысле, что мы всю программу говорим о твоей работе, о том, что ты видишь на работе, как медицинская сестра в детской реанимации, о трудных ситуациях, боли, страдании, смерти как о вызове вере. Как о вызовах. Но что-то мне подсказывает, что этим, скажем так, духовная палитра твоей работы не исчерпывается, и наверняка есть место и наблюдениям встречи с надеждой, с любовью, с тем светлым, что происходит. И это тоже связано с верой, может быть, дает ей расти, укрепляться, убеждаться, утешаться, получать от Бога утешение. Вот насколько в этом смысле тут твоя работа на твою веру влияет? Был ли пройден какой-то путь — вот не с точки зрения вызова и проверки, а с точки зрения вот ее еще большего какого-то раскрытия и, ну, если угодно, открытия красоты Божьего замысла о нас всех?
Т. Семчишина
— Мне действительно не хотелось бы, чтобы у наших слушателей создалось впечатление, что где-то мы на передовой, где постоянные испытания и непрерывные вызовы жизни и вере. (Смеется.) Хотя, я говорю, конечно, это часть тоже нашей повседневной жизни.
Изменилось ли как-то само понимание, да? И как-то больше раскрылось ли видение Божьей красоты? Мне кажется, что очень явно в наших вот повседневных делах, в нашей повседневной работе раскрывается красота встречи. Красота встречи с человеком. Потому что, несмотря на то, что иногда рутина подразумевает какую-то скорость — что один, второй, третий, это поток людей, но эти лица и судьбы, которые проходят, это, конечно, удивительные какие-то такие нити и удивительные переплетения. Огромное у меня уважение вызывают наши родители и дети. Хотя с детьми мы не всегда имеем возможность общаться — ну, потому что, в силу особенностей отделения, мы можем уже видеть их в медикаментозной коме и под аппаратами, но с кем-то мы общаемся, и это люди, которые дарят огромную радость, как бы это ни странно показалось, и удивление, и удивление жизни. И... Ну, мы тоже меняемся, видя этот свет и видя эту красоту.
И, конечно, не могу не вспомнить одну из наших недавних таких историй, когда у нас полгода лежал малыш, и ему нужна была почечно-заместительная терапия. Ну, поэтому он был в сознании, он мог общаться. У него была масса каких-то игрушечек, книжечек. И мы его очень полюбили все — женская часть коллектива точно, но даже наши реаниматологи, конечно, они с большой нежностью относились к этому малышу. И поскольку он был у нас достаточно долго, и, конечно, для ребенка ситуация непростая — да, он днем находится с мамой, но он все равно в относительно незнакомом пространстве, на ночь он должен оставаться один, незнакомые люди, которые постоянно меняются и которые какие-то процедуры проводят. Но он, как любой ребенок, растет, смотрит на мир, чему-то учится, что-то ему нравится, что-то ему не нравится. И он это все разделял с нами. Мы научились читать, играть, какие-то новые вещи придумывали для того, чтобы его порадовать. (Смеется.) И мы многому учились...
Я не знаю, как ответить на этот вопрос, мне немножко сложно. Наверное, мне даже сложнее ответить на этот вопрос, чем на вопрос касательно вызовов. Но мы видим, насколько... Вот я думаю, что благодаря работе это тоже очень проявляется. Мы видим, насколько мир разный, насколько люди разные. Иногда, как бы банально это ни прозвучало, насколько уникален путь каждого человека и насколько все бывает неоднозначно, и не надо торопиться с выводами о человеке, например, или о семье. Лучше всего не пытаться со своими какими-то понятиями «правильными» на семью наседать, а побыть рядом с ней и сопроводить. Это, наверное, лучшее, что мы можем сделать. Этому работа очень учит. И она всегда напоминает о том, что Дух Святой — Он не в грохоте, а Он в тихом веянии ветра, вот в такой деликатности, нежности и соприсутствии. Это очень явно всегда.
К. Мацан
— Не могу тут не спросить, раз уж прозвучало имя чрезвычайно дорогого мне митрополита Антония Сурожского. Дорогого — в смысле, автора, пастыря, чьи тексты во многом вообще меня, конечно, тоже к вере привели и сформировали, видение каких-то вещей. Он много говорит о необходимости... Не необходимость — плохое слово «необходимость»... о молчании, о возможности молчания. В каких-то ситуациях быть с человеком рядом, без слов, просто быть, присутствовать, чтобы суть твоя была здесь, вместе с ним. И, с одной стороны, в общем-то, не так уж редко мы об этом говорим — о том, что слова часто не нужны лишние. А с другой стороны, так ли это просто на практике? Владыка Антоний тоже в своих текстах... Мне даже довелось один переводить с английского на русский, ранее не опубликованный по-русски текст. Вот об этом он там подробно размышляет — что тоже по-разному можно молчать. Можно просто прийти и помолчать. Ну вот я пять минут помолчал, вроде как, и исполнил завет владыки и больше... пойду дальше, поработаю. Можно молчать, говорит он, с таким достаточно напускным видом и молиться внутренне, показывая, что «вот, вот я молчу наполненно и молюсь за того человека, который рядом со мной». Может быть, такого молчания тоже не надо.
И мой вопрос к тебе, собственно, простой: а что это такое на практике? Удавалось ли, вот удавалось ли этот совет владыки воплощать по-настоящему? Я спрашиваю без подвоха, потому что мне это неизвестно — мне не удавалось, не было повода проверять это. А у тебя, наверное, поводов предостаточно.
Т. Семчишина
— Это совет, наверное, во многом «на вырост». Потому что это то, к чему можно всегда стремиться и пробовать, пробовать, пробовать снова, как и множество других советов, которые владыка дает. Но ты помнишь эту ситуацию, которую мы обсуждали, этот пример — если мама сидит около отделения заплаканная. Иногда... ну здесь какая-то чуткость, наверное, все-таки нужна. Потому что иногда, может быть, действительно один из способов проявить участие — это сесть рядом с ней. И, может быть, не сразу начать говорить, предлагать, и это тоже может быть такой формой, ну, «я свое дело сделал, могу теперь идти, быть свободнее». Я подошел, спросил: А ничего не надо? Помочь вам?" — «Не помочь». — «Отлично!» И с чистой совестью уходить домой.
К. Мацан
— Я прямо себя узнаю, сейчас ты описываешь...
Т. Семчишина
— Но посидеть рядом и как-то прислушаться — может быть, человек что-то скажет, а может быть, нет, и вот, как это владыка часто называет, «из глубины молчания задать вопрос», это уже, наверное, уже такая способность и какая-то душевная внимательность более высокого уровня.
Удавалось ли или не удавалось — я не знаю. Я не знаю, не мне судить, но...
К. Мацан
— Надо спросить у тех, рядом с кем ты молчала.
Т. Семчишина
— Вот я точно знаю вот что. Иногда мы с коллегами с нашими тоже обсуждаем какие-то сложные ситуации, которые случаются у нас на работе. Это могут быть и конфликты, например, с кем-то из родителей или какие-то ситуации кризисные такие, когда не знаешь, как реагировать, и довольно часто я слышу от наших девушек-медсестер вопрос (ну, он такой даже риторический), что «ну я не понимаю, что говорить, я не знаю, что сказать». Вот идет человек, который вот только что вышел из палаты, где умер ребенок его. И, вроде, с одной стороны, я тоже с ними работала, и как-то хочется выразить им соболезнование, но я боюсь подойти, потому что я не знаю, что сказать.
И однажды, когда мы беседовали с человеком вне нашей сферы, и я вдруг поймала себя на мысли, что у меня вопрос этот не возникает — о том, что сказать. И, наверное, можно считать это вот таким плодом наследия владыки. Потому что я не владею какими-то техниками и словами, которые всегда срабатывают, что придает мне уверенность и ту самую мотивацию и отсутствие страха в том, чтобы подойти к тому-то. Но иногда я понимаю, что ты можешь, даже переступив, там, через собственные неудобства, страх внутренний или все, что угодно, но просто подойти, и этого бывает достаточно. Иногда из этого рождаются слова, иногда нет. И иногда бывает, что... ну особенно когда ситуация крайне напряжена в силу переживания... И говорить, что... Просто я понимаю, что говорить что-то — довольно глупо. Да даже не только желание исполнить совет владыки, а просто слова неуместны. Ты в этом, может быть, минуту, две, пять, не знаю, сколько, будешь, а потом всегда можно спросить у, там, родителя, например, у мамы: «Вы хотите, чтобы, там, я осталась, или уйти?» И принять тот ответ, который будет озвучен.
Но мне кажется, что я бы, наверное, так отреагировала на этот вопрос — мы очень недооцениваем роль тишины и роль молчания. И как-то иногда как будто есть какое-то клише, что вот эта тишина и молчание — это отсутствие действия. Или это отсутствие, там, наполненности действия, наполненности смыслом. Хотя очень часто оно может быть гораздо более значимым, чем любые слова, сказанные от души, формально, те, не те. Часто слова действительно не имеют значения, мы об этом забываем. И отношение человеческое — оно не обязательно выражается в словах. Оно может быть в жесте или во взгляде выражено.
К. Мацан
— Вот мы на радио, к сожалению, не можем вообще без слов обойтись. Иначе это была бы тишина, которую было бы странно слушать. Но пускай наша сегодняшняя беседа, вот чьи-то слова сказанные, послужит к тому, чтобы, их услышав, нам всем захотелось — я это говорю абсолютно искренне и ответственно — немножко помолчать и побыть в тишине, но в такой вот не отсутствующей тишине, а вот именно в том, о чем ты сказала, — в тишине присутствия и в наполненном молчании рядом с ближними, с тем, кому сейчас нужна наша помощь.
Спасибо огромное тебе за нашу сегодняшнюю беседу. Татьяна Семчишина, медицинская сестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами была в программе «Светлый вечер». Я уверен, не последний раз на радио «Вера» мы с тобой общаемся, так что до новых встреч на волнах нашей радиостанции.
Т. Семчишина
— Спасибо большое! Всего доброго!
К. Мацан
— Счастливо! До свидания!