…Прогуливающемуся в Москве по Старому Арбату не миновать и трехэтажного особняка с вывеской: «Библиотека истории русской философии и культуры “Дом Алексея Лосева”». В этом просветительском месте регулярно проходят интересные выставки, концерты и встречи (и, конечно, международные чтения, посвященные нашему выдающемуся ученому).
Частой хозяйкой и участницей этих действ оказывается филолог, преподаватель и поэт – Елена Тахо-Годи, чья недавняя книга стихов «Неподвижное солнце» была отмечена премией «Серебряный век». Оба названия – и книги и премии – отсылают нас к традициям, которые Елена Аркадьевна искусно преображает в своих стихах – в сторону обезоруживающей искренности, чистоты и подлинного драматического напряжения. Впрочем, я начну с этюда, написанного уже после выхода книги.
Кажется, ужас и страх не иссякнут в груди,
Как и о радости горькая память.
Можно, конечно, не думать об этом в пути –
Только не значит ли это – лукавить?
Ветер осыплет листву златорунным дождем,
Солнечный луч взрежет небо кровавою строчкой…
Дело не в том, хорошо или плохо живем,
Но как из праха земли светоносною сделаться точкой.
Елена Тахо-Годи, 2013 год
Однажды представляя стихи Елены в своем «Поэтическом календаре», писатель Дмитрий Шеваров коснулся одной нашей (увы, очень современной) человеческой и читательской черты – нынешней тяги к ровному и удобному проживанию жизни. «Теперь мы ценим комфорт – даже в литературе, даже в круге чтения. Боимся себя потревожить, ранить… Но настоящая поэзия никогда не будет удобной. Она всегда – боль».
Осторожно прерву эти замечательные слова, в которых дальше говорится об острой боли любви. Да, Лена Тахо-Годи, – тонкий лирик, любовная драма в её стихах есть горячая, неостывающая (как то «неподвижное солнце») – величина и тема. А я прикипел нынче душою к её небольшим философским и духовным этюдам.
Почему мы вспоминаем Бога,
Если на душе опять тревога?
Для чего к Нему идём в печали,
Если в радости Его не замечали?
Разве мы от горя поумнели?
Разве мы от боли подобрели?
Или лёд сердечный начал таять
И, как свет из тьмы, явилась память.
Елена Тахо-Годи. Из книги «Неподвижное солнце», 2012-й год.
Получая премию «Серебряный век» Елена Аркадьевна обмолвилась о том, что стихотворец должен быть живой душой, что поэзия спасает от окаменения сердца. И – продолжим мы с вами – поднимает поэта туда, откуда многое видится в ином, особенном измерении.
Может быть, твоя душа –
Эта бабочка цветная,
Золотисто-голубая,
Как небесные поля,
Промелькнула над плечом,
Заставляя обернуться,
Обернуться – улыбнуться
И задуматься потом.
Елена Тахо-Годи. Из книги «Неподвижное солнце», 2012-й год.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











