…Прогуливающемуся в Москве по Старому Арбату не миновать и трехэтажного особняка с вывеской: «Библиотека истории русской философии и культуры “Дом Алексея Лосева”». В этом просветительском месте регулярно проходят интересные выставки, концерты и встречи (и, конечно, международные чтения, посвященные нашему выдающемуся ученому).
Частой хозяйкой и участницей этих действ оказывается филолог, преподаватель и поэт – Елена Тахо-Годи, чья недавняя книга стихов «Неподвижное солнце» была отмечена премией «Серебряный век». Оба названия – и книги и премии – отсылают нас к традициям, которые Елена Аркадьевна искусно преображает в своих стихах – в сторону обезоруживающей искренности, чистоты и подлинного драматического напряжения. Впрочем, я начну с этюда, написанного уже после выхода книги.
Кажется, ужас и страх не иссякнут в груди,
Как и о радости горькая память.
Можно, конечно, не думать об этом в пути –
Только не значит ли это – лукавить?
Ветер осыплет листву златорунным дождем,
Солнечный луч взрежет небо кровавою строчкой…
Дело не в том, хорошо или плохо живем,
Но как из праха земли светоносною сделаться точкой.
Елена Тахо-Годи, 2013 год
Однажды представляя стихи Елены в своем «Поэтическом календаре», писатель Дмитрий Шеваров коснулся одной нашей (увы, очень современной) человеческой и читательской черты – нынешней тяги к ровному и удобному проживанию жизни. «Теперь мы ценим комфорт – даже в литературе, даже в круге чтения. Боимся себя потревожить, ранить… Но настоящая поэзия никогда не будет удобной. Она всегда – боль».
Осторожно прерву эти замечательные слова, в которых дальше говорится об острой боли любви. Да, Лена Тахо-Годи, – тонкий лирик, любовная драма в её стихах есть горячая, неостывающая (как то «неподвижное солнце») – величина и тема. А я прикипел нынче душою к её небольшим философским и духовным этюдам.
Почему мы вспоминаем Бога,
Если на душе опять тревога?
Для чего к Нему идём в печали,
Если в радости Его не замечали?
Разве мы от горя поумнели?
Разве мы от боли подобрели?
Или лёд сердечный начал таять
И, как свет из тьмы, явилась память.
Елена Тахо-Годи. Из книги «Неподвижное солнце», 2012-й год.
Получая премию «Серебряный век» Елена Аркадьевна обмолвилась о том, что стихотворец должен быть живой душой, что поэзия спасает от окаменения сердца. И – продолжим мы с вами – поднимает поэта туда, откуда многое видится в ином, особенном измерении.
Может быть, твоя душа –
Эта бабочка цветная,
Золотисто-голубая,
Как небесные поля,
Промелькнула над плечом,
Заставляя обернуться,
Обернуться – улыбнуться
И задуматься потом.
Елена Тахо-Годи. Из книги «Неподвижное солнце», 2012-й год.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.