Несколько перефразируя Бориса Пастернака, можно сказать, что один из
ключевых постулатов современного человека: «И должен ни единой долькой // Не
отступаться от лица, // И быть собой, собой и только, // Собой и только до конца».
Только что такое «быть самим собой»? Просто следовать всем своим «хочу»?
Мне кажется, это мелко. И сразу же возникает огромное количество вопросов.
Например.
Человек грешен. На христианском языке это называется поврежденной
человеческой природой: Адам и Ева были созданы Богом для жизни в раю, но
после грехопадения — того самого яблока с запретного древа познания добра и
зла — были изгнан Богом на землю. Человеческая история — это история людей
после грехопадения. Мир, котором мы живем — падший. Что будет, если грешный
человек в падшем мире будет следовать всем своим «хочу»? А главное — всегда
ли он будет хотеть для себя хорошего?
Далее. «Быть собой» — подразумевает, знать себя всего до конца. Кто может
таким знанием похвастаться? Это как в старом анекдоте: «Вы умеет играть на
скрипке?» — «Не знаю, не пробовал». Какие еще неизведанные стороны и грани
есть во мне? Мы совершаем поступки, которых сами от себя не ожидаем. В один
период жизни нам нравится одна музыка, в другой — другая, совершенно другая,
а ведь когда-то мы даже не могли помыслить, что однажды ее полюбим.
Помните, у Бомарше в «Женитьбе Фигаро» есть финальный монолог Фигаро, где
вспоминает всю свою жизнь — странную, нестройную, полную метаний из одной
сферы деятельности в другую: он был и журналистом, и экономистом, и актером,
и в тюрьме сидел, и у вельможи слугой служил. И под конец герой задается
вопросом: «Так кто же, наконец, такой — я, которому уделяются мною так много
внимания?»
Мне кажется, на этот вопрос невозможно по-настоящему ответить без Бога.
Вернее, без сноски на его существование. Я могу оставаться собой, только
если остаюсь с Богом. Чтобы осмыслить любое явление, нужно осмыслить,
где его начало. Так с чего начинается Божий замысел о человеке? С того, что
человек был создан зачем-то. Тут уже уместно вспомнить начало «Исповеди»
блаженного Августина: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце
наше, пока не успокоится в Тебе». Да и само слово «религия» происходит от
латинского глагола religare — то есть, «связывать». Речь идет о связи человека с
Богом. А приставка «ре» подсказывает, что эта связь была и что эту связь нужно
восстановить. Эта связь была установлена в раю, а человек, совершив грех, ее
разорвал и был изгнан на землю. И теперь цель его жизни — к Богу вернуться.
Это тот стержень, на который нанизываются все остальные грани человеческой
жизни.
И в этом смысле «быть собой» — это не просто следовать своим желаниям, это
следовать своим желаниям в той мере и в той степени, в какой они приближают
меня к Богу. На этом фоне «быть собой, собой и только, собой и только до конца»
— это по-христиански действительно важно.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки