
— Даже не верится, Маргарита Константиновна, что неприметный турецкий городок Демре, куда мы с вами приехали, — и есть знаменитые Миры Ликийские! Неужели, правда, что епископом в четвёртом веке здесь был сам Николай Чудотворец?
— Так и есть, Наташенька. Память о Божьем Угоднике хранят и руины храма, где до конца одиннадцатого века покоились его мощи, и другие заповедные места. Одно из них мы сейчас с тобой посетим. Музей ликийских цивилизаций — не что иное, как остатки древнего порта Андриаке. Именно здесь происходили события, описанные в греческой рукописи четвёртого столетия «Деяния о стратилатах». Это самое раннее историческое свидетельство о Мирликийском епископе.
— А кто такие стратилаты и как они связаны с Николаем Угодником?
— Стратилаты — военачальники византийской армии. По поручению Константина Великого они направлялись на корабле в отдалённую провинцию империи, но шторм заставил их пристать к берегам Миры. Святитель Николай, узнав об этом, пришел в порт Андриаке, чтобы благословить мореплавателей. Во время их беседы взволнованные горожане сообщили архипастырю, что правитель города осудил на смерть троих ни в чём не повинных людей, и приговор вот-вот будет исполнен. Николай без промедления поспешил к месту казни, императорские воины сопровождали его. Епископ успел предотвратить трагедию — он буквально выхватил меч из рук палача! И эта отсрочка исполнения приговора в итоге спасла жизни невинно осужденных, в дальнейшем их оправдали и отпустили.
— Так, стоп-стоп-стоп, Маргарита Константиновна! Я как будто помню эту сцену — вот только откуда?..
— Может быть, с картины Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых»? Мы с тобой видели это полотно в Русском музее Санкт-Петербурга. Сейчас попробую найти его в интернете... Вот, смотри — оно?
— Ну конечно! Точно! У Репина всё, как вы рассказываете. Один из осуждённых, с кандалами на руках, стоит на коленях, и палач уже занёс над ним меч. А Николай Чудотворец, не боясь пораниться, ладонью берётся прямо за остриё оружия и отводит его от головы несчастного. Двое других смертников потрясенно смотрят на избавителя, не в силах поверить, что спасены. Получается, это полотно написано по мотивам «Деяния о стратилатах»?
— Именно так. В 1884 году Илья Репин навестил двоюродную сестру-монахиню — она была насельницей Никольского монастыря в Харьковской губернии. Настоятельница этой обители тоже встретилась с художником. И попросила Илью Ефимовича написать картину, посвящённую небесному покровителю монастыря, Николаю Чудотворцу. Живописец отнёсся к просьбе очень ответственно. Он долго и тщательно собирал информацию о святителе Николае, и «Деяние о стратилатах» его особенно потрясло.
— Маргарита Константиновна, а почему древний документ так называется? Логичнее его было бы назвать «Деяние о трёх невинно осуждённых». Ведь стратилаты были всего лишь свидетелями мужественного поступка Николая Чудотворца.
— У истории есть продолжение. Святитель Николай напутствовал стратилатов словами, что в любых обстоятельствах нужно уповать на Бога и не отчаиваться. Через некоторое время они попали по ложному доносу в тюрьму, и вспомнили мирликийского епископа. Воины горевали о том, что он не может за них вступиться, как некогда за невинно осуждённых. Они горячо молились, и произошло чудо. Николай Угодник явился во сне императору, и тот оправдал и освободил стратилатов.
— Интересно, а почему Репин не изобразил главных героев летописи на своей картине?
— Как это не изобразил? Вот они, на заднем плане, в изумлении смотрят, как старенький епископ бесстрашно защищает свою паству. При этом изображение выстроено так, что люди, стоящие перед картиной, вместе с воинами становятся частью толпы, окружившей святителя Николая. Этот художественный прием помогает почувствовать, насколько святой близок каждому из нас.
— А давайте, Маргарита Константиновна, после Турции полетим в Санкт-Петербург. Так хочется постоять у картины «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», чтобы почувствовать себя рядом со святителем!
— Конечно, полетим, Наташа! Но святой Николай везде рядом с верующим. Святитель помог стратилатам вопреки расстоянию, их отделявшему. И ни время, ни границы земного бытия не помешают чудотворцу протянуть руку помощи всем, кто сегодня обращается к нему с любовью и надеждой.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема