— Аня, как тебе вот этот пейзаж Алексея Саврасова? Называется «К заутрене. Морозная ночь».
— Не знаю, мама. Мне картина кажется слишком мрачной. Меня бы учительница в художественной школе не похвалила, если бы я так плотно закрасила холст тёмно-синим.
— А по-моему, это один из интереснейших экспонатов здесь, в Волгоградском музее изобразительного искусства. Художник изобразил темноту на улице густой, как черничный кисель. Фонарь таинственно мерцает красным, но светлее от него не становится. А вот снег словно подсвечен изнутри. Он, кажется, днём подтаял, а ночью схватился, и блестящая наледь отражает небо. Вдоль тёмного забора, за которым видна церковь с колокольней, идут две женщины, одна за другой — видно, торопятся на богослужение. И я как будто вместе с ними прошлась по узкой улочке к храму. Чудо, как хорошо написано! Ну, согласись!
— Как же я могу согласиться, если считаю иначе?
— Очень жаль!
— Если позволите, я с вами соглашусь. По себе знаю, как важно бывает разделить с кем-то восхищение картиной. И потому с радостью признаюсь, что искренне люблю этюд Алексея Саврасова «К заутрене. Морозная ночь».
— Спасибо вам за поддержку! Можно узнать ваше имя?
— Конечно! Меня зовут Андрей Борисович.
— Очень приятно. Елена Сергеевна.
— А я Аня. Но чем же вам так нравится картина «К заутрене», Андрей Борисович?
— Чем нравится? Тем, что она живая, можно сказать, говорящая.
— Почему же мне она ни о чём не говорит?
— Очень даже говорит. Вы, Аня, заметили, что общий тёмный фон картины — мрачный. Так Алексей Саврасов выразил скорбь, которая не оставляла его в последние годы жизни. Художнику досталось немало горя. Он похоронил троих детей, потерял любимую работу преподавателя Московского училища живописи, постепенно утрачивал зрение, и в целом здоровье его становилось всё хуже. Все эти обстоятельства, безусловно, нашли свой отпечаток в работе «К заутрене».
— А в каком году была написана картина?
— Специалисты датируют её восьмидесятыми-девяностыми годами девятнадцатого века. Это самый драматичный период в жизни Саврасова. В конце концов, в 1897 году он скончался в больнице для бедных.
— Хотя этюд «К заутрене» стал отражением горестей, которые испытал художник, но всё-таки это произведение не нагоняет тоску. Несмотря на свой мрачный колорит, картина, как мне кажется, дарит надежду.
— Вы правы! Световыми пятнами Алексей Саврасов точно расставил акценты в своей работе. Взгляните — среди непроглядной тьмы тёплый свет источают церковь и колокольня. Яркими белыми искрами сияют кресты на куполах. И темнота не может поглотить эти огоньки. Художник словно подсказывает нам, что с Богом преодолимы любые напасти.
— А мне ещё нравится, как снег отражает лунный свет и усиливает его своей белизной.
— Способность видеть отражение небесного в земном Алексей Саврасов считал главной для художника. И своим ученикам мастер внушал, что техника в живописи не так важна, как живое тёплое чувство благодарности Богу. Свечение снега лунной морозной ночью на картине «К заутрене» живописец преподносит как одно из чудес, которые нам ежедневно дарит Создатель.
— Надо же. Картина «К заутрене. Морозная ночь» казалась мне тёмной и мрачной. А теперь я ясно вижу — свет в этом произведении важнее темноты.
— Темнота — это всего лишь отсутствие света. А Бог есть свет, и в Его присутствии преображается всё вокруг. Именно об этом нас призывает помнить художник Алексей Саврасов.
«Картину Алексея Саврасова "К заутрене. Морозная ночь" можно увидеть в Волгоградском музее изобразительного искусства».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.