
«К заутрене. Морозная ночь» Алексей Саврасов, 1890-е. Из собрания Волгоградского музея
— Аня, как тебе вот этот пейзаж Алексея Саврасова? Называется «К заутрене. Морозная ночь».
— Не знаю, мама. Мне картина кажется слишком мрачной. Меня бы учительница в художественной школе не похвалила, если бы я так плотно закрасила холст тёмно-синим.
— А по-моему, это один из интереснейших экспонатов здесь, в Волгоградском музее изобразительного искусства. Художник изобразил темноту на улице густой, как черничный кисель. Фонарь таинственно мерцает красным, но светлее от него не становится. А вот снег словно подсвечен изнутри. Он, кажется, днём подтаял, а ночью схватился, и блестящая наледь отражает небо. Вдоль тёмного забора, за которым видна церковь с колокольней, идут две женщины, одна за другой — видно, торопятся на богослужение. И я как будто вместе с ними прошлась по узкой улочке к храму. Чудо, как хорошо написано! Ну, согласись!
— Как же я могу согласиться, если считаю иначе?
— Очень жаль!
— Если позволите, я с вами соглашусь. По себе знаю, как важно бывает разделить с кем-то восхищение картиной. И потому с радостью признаюсь, что искренне люблю этюд Алексея Саврасова «К заутрене. Морозная ночь».
— Спасибо вам за поддержку! Можно узнать ваше имя?
— Конечно! Меня зовут Андрей Борисович.
— Очень приятно. Елена Сергеевна.
— А я Аня. Но чем же вам так нравится картина «К заутрене», Андрей Борисович?
— Чем нравится? Тем, что она живая, можно сказать, говорящая.
— Почему же мне она ни о чём не говорит?
— Очень даже говорит. Вы, Аня, заметили, что общий тёмный фон картины — мрачный. Так Алексей Саврасов выразил скорбь, которая не оставляла его в последние годы жизни. Художнику досталось немало горя. Он похоронил троих детей, потерял любимую работу преподавателя Московского училища живописи, постепенно утрачивал зрение, и в целом здоровье его становилось всё хуже. Все эти обстоятельства, безусловно, нашли свой отпечаток в работе «К заутрене».
— А в каком году была написана картина?
— Специалисты датируют её восьмидесятыми-девяностыми годами девятнадцатого века. Это самый драматичный период в жизни Саврасова. В конце концов, в 1897 году он скончался в больнице для бедных.
— Хотя этюд «К заутрене» стал отражением горестей, которые испытал художник, но всё-таки это произведение не нагоняет тоску. Несмотря на свой мрачный колорит, картина, как мне кажется, дарит надежду.
— Вы правы! Световыми пятнами Алексей Саврасов точно расставил акценты в своей работе. Взгляните — среди непроглядной тьмы тёплый свет источают церковь и колокольня. Яркими белыми искрами сияют кресты на куполах. И темнота не может поглотить эти огоньки. Художник словно подсказывает нам, что с Богом преодолимы любые напасти.
— А мне ещё нравится, как снег отражает лунный свет и усиливает его своей белизной.
— Способность видеть отражение небесного в земном Алексей Саврасов считал главной для художника. И своим ученикам мастер внушал, что техника в живописи не так важна, как живое тёплое чувство благодарности Богу. Свечение снега лунной морозной ночью на картине «К заутрене» живописец преподносит как одно из чудес, которые нам ежедневно дарит Создатель.
— Надо же. Картина «К заутрене. Морозная ночь» казалась мне тёмной и мрачной. А теперь я ясно вижу — свет в этом произведении важнее темноты.
— Темнота — это всего лишь отсутствие света. А Бог есть свет, и в Его присутствии преображается всё вокруг. Именно об этом нас призывает помнить художник Алексей Саврасов.
«Картину Алексея Саврасова "К заутрене. Морозная ночь" можно увидеть в Волгоградском музее изобразительного искусства».
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема