
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 325 зач., X, 32-38.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, абсолютное большинство современных православных христиан пришли в Церковь в сознательном возрасте, а потому мы прекрасно помним, какими были первые годы церковной жизни: это было время необычайного и ни с чем не сравнимого энтузиазма, время, когда не хотелось ничего иного, кроме молитвы и чтения душеполезных книг. В те годы никакой пост не вызывал ропота или непонимания его смысла, напротив, посты были в крайней степени строгими и вожделенными. Тогда мы были готовы буквально к чему угодно, мы всему верили и всё исполняли. Но годы идут, появляется привычка, первоначальное горение куда-то уходит, и очень часто христианство из стадии вдохновения переходит в стадию тяжёлой, малопонятной и малоприятной обязанности. Кто-то решает, что все его бывшие когда-то возвышенные переживания это всего лишь морок, иллюзия, следовательно, нет смысла идти дальше. Кто-то продолжает жить по уже установившейся привычке, но реальные его интересы становятся совсем иными. Кто-то не оставляет надежды вернуться к первоначальному горению, такой человек ищет то, что могло бы его переместить в то невероятно духоподъёмное время. Ну а кто-то просто пребывает в растерянности, и вообще не понимает, что с ним происходит и куда всё пропало.
После охлаждения первоначального пыла церковные посты начинают вызывать всё больше и больше вопросов, а соблюдать их с каждым годом становится всё труднее. К тому же нам из истории Церкви становится известно, что далеко не всегда посты были столь продолжительными, что они, по сути, новейшая традиция, и вообще апостолы про это ничего не писали. Да к тому же и постный устав придумали древние монахи, жизнь которых была совсем иной. А ещё с годами здоровье становится слабее. Это тоже оказывает немалое влияние на отношение к постам. Кажется, что всё это характерно лишь для нашего времени и для нашего поколения христиан.
Но нет. Если судить по выбору отрывков из апостольских посланий для чтения за богослужением, то становится очевидным: вопросы к посту возникали задолго до того, как у нас случилось личное «прозрение». В непосредственной близости от середины Великого поста Церковь предлагает нам обратить внимание на отрывок апостольского Послания к Евреям, в котором говорится как раз о том, что переживают люди тогда, когда прошёл первоначальный энтузиазм. На этом энтузиазме адресаты апостола «выдержали великий подвиг страданий», страдая сами, они принимали «участие в других, находившихся в таком же состоянии», то есть поддерживали друг друга и вовсе не унывали, но время идёт, оно всё уравнивает, а потому те, к кому обращается апостол, подобно нам, утратили былое пламенное рвение. Послание к Евреям ничего не говорит о том, как можно вернуться к былому состоянию, но оно буквально умоляет потерпеть, несмотря на все без сомнения весомые причины ослабить христианский подвиг, апостол просит своих адресатов, а через них и нас, помнить о великом уповании — Христовом Царстве, для его достижения нам всем необходимо терпение, которое как раз в том и состоит, чтобы двигаться вперёд несмотря на внутреннее сопротивление, памятуя, что жизнь очень коротка, и какой бы по человеческим меркам длительной она не была, она всего лишь миг в сравнении с вечностью, а её дискомфорт — ничто в сравнении со славой будущего века.
23 августа. О христианском отношении к семье

В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
О христианском отношении к семье — протоиерей Максим Первозванский.
В последние столетия супружеские отношения были полностью отданы на откуп чувствам, тогда как на протяжении всей человеческой истории, кроме вот этих последних двух-трёх столетий, на протяжении всей христианской истории человеческие отношения были проявлением человеческой воли. И это было некое решение, подчас внешнее, первоначально к человеку.
«Недели две ходила сваха к моей родне, и наконец благословил меня отец». Или в другом месте, уже про дворян: «Как она была одета всегда по моде и к лицу, но, не спросясь её совета, девицу повели к венцу». То есть некая внешняя воля соединяла эту девушку и этого юношу в мужа и жену, и они принимали это как волю Божию. И говорится в том же «Онегине»: «Привыкла и довольна стала». То есть всегда брак рассматривался как направление воли.
Потом, в XVIII, XIX, XX веках, всё это было отдано на откуп чувствам, что я чувствую. Несомненно, это важно. И пренебрежение чувствами, возможно, и привело вот к такому полному отрицанию и противопоставлению чувства любви и чувства долга. Именно поэтому всё и разрушилось. Именно поэтому такой процент разводов. Именно поэтому такое легкомысленное отношение к браку.
Я должен постоянно в молитве, во внешних действиях и во внутреннем движении сердца напоминать себе, что любить мою жену или любить моего мужа — это мой христианский долг. Главный, между прочим, который главнее всего остального. Потому что семья — это малая Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. Об избытке дарований

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарах Святого Духа — священник Николай Конюхов.
Господь каждому из нас даёт то, что и в притче о талантах сказано: кому один, кому три, кому пять, кому десять. Но у каждого человека есть вот этот потенциал развития, у каждого человека есть возможность пройти путь и прийти ко спасению. То есть нет такого, что у нас разные условия.
Кому-то Господь даёт задел и возможность кого-то любить, или стать подвижником, или приобрести добродетель — милосердие, допустим. А у кого-то это просто отсутствует. То есть есть ложное учение предопределения, которое распространено у протестантов. У нас, в христианском богословии, конечно, такого нет.
То есть Господь каждому даёт полноту даров Духа Святого, которые, в том числе, мы получаем. К примеру, помазание — когда священник берёт кисточку и помазывает нас, читает тайносовершительную молитву: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». И таким образом мы получаем вот эти дары, этот потенциал, который потом можем в жизни реализовать.
Другой вопрос, что мы иногда забываем о нём и просто не пользуемся. То есть все орудия в наших руках, мы можем их поставить куда-нибудь в сарай, убрать на антресоль, завесить, и всё, и они там будут пылиться. Это не из-за того, что Господь нас обделил чем-то, а просто мы проявили некое нерадение, невнимание и не воспользовались той возможностью, которую даёт Господь каждому христианину.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. О мировоззрении Александра Грина

Сегодня 23 августа. В этот день в 1880 году родился писатель Александр Грин, автор знаменитой повести «Алые паруса».
О мировоззрении писателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Грин закончил жизнь верующим христианином, хотя отдал дань революционным брожениям, в царское время посидел в тюрьме за участие в кружковщине, дезертировал из царской армии, но жизнь прожить — не поле перейти.
И вместе со своей супругой-подвижницей Ниной в последние несколько лет жизни своей в маленьком храме Крыма он прислушивался к тихому богослужению и плакал, отвернувшись к стене, вспоминая прожитые годы, чувствуя, что все самые светлые образы и радужные мечты, которыми преисполнены его прозаические произведения, совпадают в образе Христа-Искупителя, Солнца Правды, в котором нет пятен.
И таким образом романтический пафос Грина разрешился в вере и верности Христу, которому писатель принёс на предсмертном одре свою искреннюю глубокую исповедь.
Отойдя, как Александр Сергеевич Пушкин, в вечную жизнь причащённым, умиротворённым и освящённым божественной благодатью.
Все выпуски программы Актуальная тема