С картины «Вечерний звон», написанную на Волге, в окрестностях Кривоозёрского монастыря, словно доносятся звуки колокола, невольно настраивающие нас на молитву. Удивительно, но автор этой работы, Исаак Левитан, не был человеком воцерковленным.

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я сегодня не одна. Хочу представить Вам свою подругу Наташу — студентку консерватории, скрипачку.
Наташа, знакомься, перед тобой — Маргарита Константиновна, искусствовед. Как говорит моя мама, «художественная энциклопедия». Мама точно знает, они ведь со школы дружат!
— Это ты преувеличиваешь, Аннушка. Приветствую Вас, Наталья. Очень рада знакомству.
— Здравствуйте! Маргарита Константиновна, мы ведь не просто так сегодня пришли. Аня много о Вас рассказывала, и я решилась по-новому, с Вашей помощью, взглянуть на богатство Третьяковской галереи. Мы бывали здесь с родителями, но, честно сказать, мне всегда с трудом давались наши культурные походы в музеи. Музыка — да, она трогает душу, заставляет жить и чувствовать сердцем. Но часами смотреть на картины — для меня это непросто.
— Маргарита Константиновна, Наташа — глубоко музыкальный человек, она слышит музыку во всём... Одних дисков с колокольным звоном у неё сколько!
— С колокольным звоном, говорите? В таком случае, знакомство с изобразительным искусством нужно начинать с картин, которые звучат.
— Звучат? Кажется, я поняла! Речь пойдёт о Левитане.
— Совершенно правильно, Аннушка. Я думаю, Наташе надо поближе познакомиться с картиной Исаака Левитана «Вечерний звон». Предлагаю направиться в тридцать седьмой зал нашей галереи. (звук шагов) Взгляните на картину, мои дорогие. В ней есть многое, что глубоко трогает душу. Тихий осенний вечер, золотисто-розовый закат над белыми стенами монастыря, простор. Это та самая созерцательная красота, которая просто необходима душе человека.
— Удалённость от мирской суеты и умиротворение... Малолюдно, молитвенный настрой...
— Вы очень тонко почувствовали! И я ощущаю молитвенный настрой, когда стою перед этой картиной. Самое удивительное, что в своей повседневной жизни Левитан не ходил в храм и не участвовал в церковных таинствах. Но когда он писал... В его творчестве открывались удивительно тонкие духовные смыслы, он их, может быть, и сам до конца не осознавал.
В поисках мотива для картины Левитан объезжал разные живописные места нашей Родины. Этот сюжет он нашел на Волге, в окрестностях Кривоозёрского монастыря. У Левитана была особенность: он писал этюд с натуры, потом что-то менял или добавлял. Так и родился «Вечерний звон», тихая печаль ушедшей дореволюционной эпохи.
— Точно! Я читала, что Кривоозёрский монастырь разрушили большевики.
— К сожалению, да. Но хорошо, что этот монастырь остался на картине Левитана.
— Маргарита Константиновна, расскажите нам про звучание картины? Меня, как музыканта, это заинтриговало!
— Суть в том, что Левитан, очевидно, ставил цель передать через картину звук. Известная истина: как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Название этого шедевра создаёт потребность в звуковом восприятии картины. Слышите? «Вечеерний звоон»... Изображение звука — задача не из лёгких.
— Или совсем невыполнимая.
— Да, Наташенька, но мы с Вами знаем, что талантливому человеку под силу многое. Левитан справился с этой задумкой, хотя в его арсенале были только масло и холст.
— Интересно было бы самим прочувствовать каково это... Когда картину не только видишь, но и слышишь!
— Давайте прямо сейчас помолчим и попытаемся в своих мыслях на несколько мгновений оказаться как будто внутри картины, попробуем ощутить пряный аромат листвы осеннего вечера, прохладу уходящего дня, вглядимся в закат, насладимся уходящей зеленью природы.
Настроившись так, где-то в глубине своего сознания, мы можем услышать протяжный и слаженный перелив колокольных голосов, мягкий плеск реки, лёгкое вспархивание пролетающей птицы. Левитан так тонко и реалистично описал этот тихий вечер, что туда с удовольствием хочется погрузиться и услышать картину...
— Удивительно, но всё, действительно, так и есть. Картина и правда звучит. Вы совершенно правы, Маргарита Константиновна. Никогда бы не подумала, что картину можно слышать.
— Вы каждый раз по-новому помогаете погрузиться в мир искусства, Маргарита Константинова.
— Наташенька, вижу, что в тридцать седьмой зал, к Левитану, Вы теперь точно вернетесь.
— Спасибо, Маргарита Константиновна! Я стала совсем по-новому воспринимать шедевры Третьяковской галереи! А с картиной Левитана «Вечерний звон» у меня теперь своя личная музыкальная история.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











