С картины «Вечерний звон», написанную на Волге, в окрестностях Кривоозёрского монастыря, словно доносятся звуки колокола, невольно настраивающие нас на молитву. Удивительно, но автор этой работы, Исаак Левитан, не был человеком воцерковленным.

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я сегодня не одна. Хочу представить Вам свою подругу Наташу — студентку консерватории, скрипачку.
Наташа, знакомься, перед тобой — Маргарита Константиновна, искусствовед. Как говорит моя мама, «художественная энциклопедия». Мама точно знает, они ведь со школы дружат!
— Это ты преувеличиваешь, Аннушка. Приветствую Вас, Наталья. Очень рада знакомству.
— Здравствуйте! Маргарита Константиновна, мы ведь не просто так сегодня пришли. Аня много о Вас рассказывала, и я решилась по-новому, с Вашей помощью, взглянуть на богатство Третьяковской галереи. Мы бывали здесь с родителями, но, честно сказать, мне всегда с трудом давались наши культурные походы в музеи. Музыка — да, она трогает душу, заставляет жить и чувствовать сердцем. Но часами смотреть на картины — для меня это непросто.
— Маргарита Константиновна, Наташа — глубоко музыкальный человек, она слышит музыку во всём... Одних дисков с колокольным звоном у неё сколько!
— С колокольным звоном, говорите? В таком случае, знакомство с изобразительным искусством нужно начинать с картин, которые звучат.
— Звучат? Кажется, я поняла! Речь пойдёт о Левитане.
— Совершенно правильно, Аннушка. Я думаю, Наташе надо поближе познакомиться с картиной Исаака Левитана «Вечерний звон». Предлагаю направиться в тридцать седьмой зал нашей галереи. (звук шагов) Взгляните на картину, мои дорогие. В ней есть многое, что глубоко трогает душу. Тихий осенний вечер, золотисто-розовый закат над белыми стенами монастыря, простор. Это та самая созерцательная красота, которая просто необходима душе человека.
— Удалённость от мирской суеты и умиротворение... Малолюдно, молитвенный настрой...
— Вы очень тонко почувствовали! И я ощущаю молитвенный настрой, когда стою перед этой картиной. Самое удивительное, что в своей повседневной жизни Левитан не ходил в храм и не участвовал в церковных таинствах. Но когда он писал... В его творчестве открывались удивительно тонкие духовные смыслы, он их, может быть, и сам до конца не осознавал.
В поисках мотива для картины Левитан объезжал разные живописные места нашей Родины. Этот сюжет он нашел на Волге, в окрестностях Кривоозёрского монастыря. У Левитана была особенность: он писал этюд с натуры, потом что-то менял или добавлял. Так и родился «Вечерний звон», тихая печаль ушедшей дореволюционной эпохи.
— Точно! Я читала, что Кривоозёрский монастырь разрушили большевики.
— К сожалению, да. Но хорошо, что этот монастырь остался на картине Левитана.
— Маргарита Константиновна, расскажите нам про звучание картины? Меня, как музыканта, это заинтриговало!
— Суть в том, что Левитан, очевидно, ставил цель передать через картину звук. Известная истина: как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Название этого шедевра создаёт потребность в звуковом восприятии картины. Слышите? «Вечеерний звоон»... Изображение звука — задача не из лёгких.
— Или совсем невыполнимая.
— Да, Наташенька, но мы с Вами знаем, что талантливому человеку под силу многое. Левитан справился с этой задумкой, хотя в его арсенале были только масло и холст.
— Интересно было бы самим прочувствовать каково это... Когда картину не только видишь, но и слышишь!
— Давайте прямо сейчас помолчим и попытаемся в своих мыслях на несколько мгновений оказаться как будто внутри картины, попробуем ощутить пряный аромат листвы осеннего вечера, прохладу уходящего дня, вглядимся в закат, насладимся уходящей зеленью природы.
Настроившись так, где-то в глубине своего сознания, мы можем услышать протяжный и слаженный перелив колокольных голосов, мягкий плеск реки, лёгкое вспархивание пролетающей птицы. Левитан так тонко и реалистично описал этот тихий вечер, что туда с удовольствием хочется погрузиться и услышать картину...
— Удивительно, но всё, действительно, так и есть. Картина и правда звучит. Вы совершенно правы, Маргарита Константиновна. Никогда бы не подумала, что картину можно слышать.
— Вы каждый раз по-новому помогаете погрузиться в мир искусства, Маргарита Константинова.
— Наташенька, вижу, что в тридцать седьмой зал, к Левитану, Вы теперь точно вернетесь.
— Спасибо, Маргарита Константиновна! Я стала совсем по-новому воспринимать шедевры Третьяковской галереи! А с картиной Левитана «Вечерний звон» у меня теперь своя личная музыкальная история.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Задостойник Благовещения

Фото: Ksenya Loboda / Pexels
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который Церковь отмечает 7 апреля по новому стилю, — один из моих любимых дней в году. В свежем прохладном весеннем воздухе витает какое-то особое ощущение обновления, пробуждения природы. А ещё — предчувствие радости, которую Архангел Гавриил принёс в этот день Пресвятой Деве Марии, сказав Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами... Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус».
Каждый год в Праздник Благовещения Церковь в богослужебных текстах, в молитвах и песнопениях напоминает нам о той радости, которая стала началом величайшего в истории человечества события — прихода Бога на землю. Эта радость звучит, например, в песнопении, именуемом Задостойником Благовещения. Давайте узнаем, почему оно так называется, поразмышляем над его текстом и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
В богослужебной традиции православной Церкви есть особый момент: после Таинства Евхаристии, когда в алтаре заранее приготовленные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы, хор исполняет песнопение, посвящённое Богородице, которое называется «Достойно есть». Я рассказываю об этой молитве в одном из выпусков программы «Голоса и гласы». Но на великие праздники, такие, как Благовещение, хор исполняет задостойники — особые гимны, раскрывающие смысл торжества. Само название этого песнопения — задостойник — говорит о том, что поётся оно вместо песни «Достойно есть».
Первая часть задостойника Благовещения в переводе на русский язык звучит так: «Благовествуй, земля, радость великую, / хвалите, небеса, Божию славу». По-церковнославянски фрагмент звучит так: «Благовествуй, земле, радость велию,/ хвалите, Небеса, Божию славу». Послушаем первую часть задостойника Благовещения.
Вторая часть задостойника по-русски звучит так: «Пусть одушевлённого Божия Ковчега / отнюдь не касается рука недостойных» или по-церковнославянски «Я́ко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных». Послушаем вторую часть песнопения.
Песнопение завершается строчками, которые так переводятся на русский язык: «Но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / «Радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою!» На церковнославянском языке третий фрагмент песнопения звучит так: «Устне же верных, Богородице, немолчно,/ глас Ангела воспевающе,/ с радостию да вопиют:/ «Радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою!»
Послушаем третью часть задостойника Благовещения.
Задостойник Благовещения появился в богослужебном уставе в византийскую эпоху, примерно в VI или VII веке. Образы, заложенные в нём, несут основополагающие богословские смыслы. В словах «яко одушевленному Божию кивоту» Богородица сравнивается с Ковчегом Завета, святыней, в которой, согласно Ветхому Завету, пребывала слава Божия. Фраза из песнопения «Да никакоже коснется рука скверных» — подчёркивает святость Пресвятой Богородицы. А главное, текст песнопения напоминает нам о том, что Благовещение — это не просто событие прошлого, а реальное переживание веры для каждого христианина. Ведь Благая весть, которую Пресвятой Деве Марии принёс архангел Гавриил, — это радость встречи с Богом любого человека, который готов откликнуться на эту весть всем сердцем.
Давайте послушаем задостойник Благовещения полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Волгоград. Икона Сталинградской Божьей Матери
Волгоград был основан в шестнадцатом веке как острог Царицын, а с 1925-го по 1961-й год назывался Сталинградом. С таким именем город прославился во время Великой Отечественной войны в середине двадцатого века. Сталинградская битва 1942 года стала переломным моментом противостояния фашистам. В разгар этого затяжного сражения в городе произошло невероятное. В небе над разрушенными домами явилась Божия Матерь с Младенцем Христом на руках. Знамение утвердило веру жителей и защитников города в победу над фашистами. В 2020 году Сталинградское чудо запечатлел художник Василий Нестеренко в мозаичном панно. Мозаику можно увидеть на стене Патриаршего Воскресенского собора в парке «Патриот» в подмосковном городе Кубинка. Этот храм был построен и освящён в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. На основании мозаики эксперты утвердили иконографию образа Сталинградской Божией Матери. Одна из первых икон по этому канону написана для собора Александра Невского в Волгограде.
Радио ВЕРА в Волгограде можно слушать на частоте 92,6 FM
Сосна

Фото: Иван Кузнецов / Pexels
Раннее июльское утро, на улице уже жарко. Природа и село проснулись, в деревянном храме идёт служба. Скромные подсвечники послушно собирают капли воска, капающие с тонких горящих свечей. В тишине церкви хрустальными нотами тропаря струится с клироса тихое пение матушки. Разноцветные косынки бабушек, как полевые цветы, неспешно кивают в поклонах Спасителю. Мужчины молятся на коленях. Со старинных потемневших икон смотрят на молящихся лики святых. Через настежь открытые окна в полумрак храма проникают голоса птиц и нагретый солнцем воздух. Становится душно, начинает кружится голова. Выхожу на минуту из церкви.
С высоты крыльца открывается вид на цветущий палисадник и высокие сосны, что окружают храм. Взгляд падает на одну из них, засохшую. Она так же высока и величественна, как её соседки, но уже мертва. Будто вырезанный из картона кажется её серебристый силуэт на фоне сестёр с золотистой корой и раскидистой зеленью веток. Она всё ещё красива изгибом ветвей и переливом серых оттенков ствола, но корни больше не питают её, потеряла она свою силу.
Всматриваюсь в неё и ловлю себя на мысли, что боюсь узнать в ней себя. А горит ли лампада внутри моего сердца, или я только стою в церкви, как картонный, и бездумно бегу по жизни? Тревожную мысль, будто порывом ветра, прогоняет возглас священника, и я с радостью перешагиваю порог церкви. Стремлюсь туда, к живительному ручью воскресной службы, что может напитать корни и придать сил. По храму разносится «Верую». Благодарю тебя, Господи, за такую возможность!
Текст Екатерина Миловидова читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе











