
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 309 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сохранение верности Богу — очень непростая задача. История Церкви показывает нам, что отступить от Бога можно по самым разным причинам, можно это сделать даже совершенно случайно и для самого себя незаметно.
К примеру, так произошло с апостолом Петром: как мы помним, он отрёкся от Христа тогда, когда Господь был приведён на суд синедриона. Сам Пётр этого бы и не заметил, если бы не услышал голос петуха и не вспомнил то, что говорил ему Господь. Там, сидя у костра и греясь, он, не подумав, ответил, что не знает Христа, произнёс эти слова, повинуясь вложенному в каждого человека инстинкту самосохранения, а может быть просто потому, что не хотел ни с кем разговаривать в силу глубокой тревоги и переживания, тогда как противоположный ответ повлёк бы за собой продолжение беседы. Но это лишь предположения, достоверно ясно одно — Пётр вовсе не планировал отрекаться от Христа, это вышло помимо его воли.
История апостола Петра — это один из множества примеров такого рода. Отречение от Бога может иметь самые разные формы, зачастую оно происходит в простых и всем хорошо понятных бытовых ситуациях. К примеру, на загруженной парковке, когда мы видим, что есть неплохое место и есть не очень расторопный водитель, который хотел бы там поставить машину, но проявляем шустрость и становимся на это место первыми. Или когда закрываем в метро глаза, чтобы случайно не встретиться взглядом с тем, кому стоило бы уступить место. В такие моменты в нас срабатывают какие-то очень глубоко встроенные в человеческую природу механизмы, а когда эти механизмы приходят в действие, то Евангелие умолкает, христианство исчезает, происходит невольное отступление от Бога.
Апостол Павел был прекрасным знатоком человеческой природы и, как следствие, человеческой слабости, потому он и пишет: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго». Далее он продолжает свою мысль и даёт совет относительно того, каким образом можно сохранить своё сердце от лукавства и неверности и вместе с этим сохранить верность Богу.
Его совет многим может показаться парадоксальным, ведь на первый взгляд кажется, что сберечь себя можно исключительно через молитву и разнообразные виды аскетических подвигов. Но нет, апостол пишет так: «Наставляйте друг друга каждый день». Иными словами, в качестве рецепта он советует общаться друг с другом, общаться не на какие-то посторонние и отвлечённые темы, а так, чтобы это общение было назидательным.
Любопытно здесь и то, что апостол не разделяет своих адресатов на тех, кто должен произносить наставления и тех, кто должен им внимать, он пишет, что для достижения цели этот процесс должен быть обоюдным. Сложно сказать, каким образом работает предложенный апостолом путь сохранения сердца от лукавства и неверности, но он работает, и в этом легко убедиться, если мы попробуем исполнять рекомендацию апостола.
Как лентяй в столб превратился

В давние времена в одном киргизском селе был у родителей единственный сын по имени Сокбай. Ничего не умел и не хотел он делать, ничто его не интересовало.
Другие мальчики помогали родителям в хозяйстве — обхаживали коней, пасли овец, собирали хворост для очага. Лишь один Сокбай целыми днями лежал в юрте на одеялах или где-нибудь на мягкой траве. Только когда мать звала летняя к обеду, он сразу же откликался. Поест — и снова где-нибудь на бок уляжется.
Отец Сокбая, опытный табунщик, решил приучать сына к своему делу.
С трудом взобрался Сокбай на коня. Пока ехали шагом, он ещё кое как держался в седле. Но когда лошадь пошла быстрее, припал к её шее, затрясся от страха, а потом спрыгнул на землю и за ней пошёл.
Стали они на пастбище вместе коней пасти. Понадобилось отцу съездить к соседу-чабану, а Сокбаю он поручил табун стеречь. Но как только отец уехал, лентяй завернулся в отцовскую шубу и улёгся там, где стоял.
Вернулся отец, и не досчитался в многих лошадей. То ли сами сбежали, то ли украл кто-то. Стал табунщик ругать сына:
— Ничего ты не умеешь, не видишь, не слышишь — как столб каменный! Может, и лучше было бы, если бы ты вовсе окаменел!
И что же? Как только произнёс он эти слова, как не стало рядом с ним сына, а на том самом месте появился каменный столб.
— Ой-ой, неужто ты и впрямь в столб превратился? — испугался отец. — Ой, горе нам! Со-окба-ай!.. Сыночек... что же я твоей матери скажу?
Но сколько он ни звал, каменный столб не отзывался. Что же делать? Вспомнил тогда отец, что неподалеку от пастбища в горах живёт знаменитый старец-отшельник, и отправился к мудрецу за советом.
— Вот что значит неосторожное слово, — сказал старец, выслушав рассказ отца. — Теперь тебе ничего не поможет, кроме молитвы за сына. День и ночь молись, не сходя с места, чтобы его вернуть.
Вернулся табунщик к каменному столбу и стал молиться, чтобы к нему Сокбай вернулся. Не помнит он, сколько дней и ночей просил об этом Бога, но однажды утром глаза открыл — сидит рядом с ним Сокбай — живой и невредимый.
— Спасибо тебе, отец, что освободил меня, — сказал он. — Многое пришлось мне вытерпеть, когда я ни рукой, ни ногой пошевелить не мог...
С той поры перестал Сокбай лениться, самым быстрым и ловким в ауле стал. Научился он быстрее других коня запрягать, и ездить на нём как настоящий джигит, и большие табуны пасти.
Но история эта не только о лени, а ещё о силе родительского слова — и проклятия, и благословения. И о том, что молитва родителей за детей от любой беды может спасти.
(по мотивам киргизской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Венёвский краевед

Фото: Alexey Elfimov / Unsplash
Моя подруга любит путешествовать. В Венёве она побывала благодаря местному краеведу, с которым познакомилась в социальных сетях. Её рассказ настолько меня вдохновил, что я захотела поделиться с вами.
Денис Махель родился в 1977 году в Киреевске, но уже больше двадцати лет живёт в другом городе Тульской области — Венёве, на родине жены. За это время он стал исследователем и знатоком этой земли: экскурсоводом и автором путеводителей по городу, председателем клуба краеведов «Венёвский уезд» и руководителем местного Туристско-информационного центра.
Основная профессия Дениса Александровича связана с автоматическими системами и контрольно-измерительными приборами: он окончил факультет кибернетики Тульского университета, начал работать по специальности. А когда переехал в Венёв — заинтересовался историей этого старинного купеческого города. «В детстве я нашёл в доме прабабушки пятикопеечную монету 1888 года и уже тогда захотел стать краеведом», — признаётся наш герой. В 2004-м он создал для музея интернет-сайт под названием «Венёвский уезд». На этой площадке, как позже и в одноимённом клубе, собрались увлечённые единомышленники, которым небезразлична судьба родного города.
Про Венёв, чьё название упоминается в документах, начиная с XIV века, Денис рассказывает с любовью. «У нас сохранилась самая старая каменная постройка в Тульской области — палаты купца Расторгуева, где сегодня краеведческий музей; Николаевская колокольня, которая считается одной из самых высоких в епархии, её высота — 80 метров; и даже собственная Красная площадь».
Махель уверен, что у города большое будущее, поэтому стремится превратить Венёв в развитой исторический город, притягательный не только для туристов, но и для местной молодёжи. По его инициативе восстанавливают местные храмы и купеческие дома. «Красную площадь уже привели в порядок, построили павильон в голландском стиле, воссоздали памятник Александру Второму, отреставрировали Николаевскую колокольню», — перечисляет краевед.
Моя подруга привезла из поездки множество фотографий и целый вечер рассказывала мне о Венёве. «Если бы не Денис Махель, я возможно, никогда бы не узнала об этой жемчужине Тульской земли — сказала она и добавила: — Как хорошо, что в небольших городах живут люди, которые считают делом своей жизни возрождать и сохранять историю ради будущих поколений!»
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 25. Богослужебные чтения

Жизнь человеческую не зря сравнивают с морем. Она бывает и тихой, и бурной. Но никогда, ни в дни тишины, ни в периоды треволнений, нельзя терять надежду на Бога. Потому что только Он единственный может быть нам опорой в этом постоянно меняющемся мире. О том и пишет царь и пророк Давид в своём псалме 25-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Псалом 25-й был написан пророком Давидом в крайне тяжёлых для него жизненных обстоятельствах. Против Давида восстал его собственный сын — Авессалом. Конфликт накалился настолько, что страна оказалась перед лицом гражданской войны. Царь, не желая кровопролития, пытался всячески найти мир с сыном. Но, к сожалению, тщетно. В итоге Давиду пришлось даже покинуть столицу, скрываться. Делал он это не из-за слабости, а потому что, повторюсь, не хотел проливать кровь — ни Авессалома, ни его сторонников.
Однако сын Давида всем сердцем желал власти. И властолюбие довело Авессалома до погибели. Бунтовщик впоследствии погиб, а Давид оплакивал кончину своего неразумного наследника. Но это было потом. На первоначальном же этапе конфликта пророк ещё мог находиться в Иерусалиме. Единственным утешением для него было посещение скинии — временного храма-шатра, в котором совершалось ветхозаветное богослужение. Здесь Давид искренне молился, просил Господа о помощи и наступлении мира.
Царь ищет ответа — почему беда пришла в его семью, в его государство? Он обращается к Богу с такими словами: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей... Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё». Давиду, и правда, не в чем было стыдиться. Он старался жить по заповедям Божиим, вести самый благочестивый образ жизни. Или как пишет он: «я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду».
Давид ищет ответа и смиряется, понимая, что его (ответа) придётся какое-то время подождать. И он готов к подобному испытанию, потому что осознаёт — возможно, ответ Господа может принести боль. Что в итоге и получилось. Авессалом погиб, но не потому, что Бог его умертвил, а потому что сам царевич упорно стремился к погибели, упрямо шёл против заповедей Божиих, обезумев от властолюбия.
Какой урок мы можем извлечь? Мы призваны понять, что далеко не всё находится в нашей воле, что далеко не все люди разделяют наши идеалы. Но отвечаем мы, прежде всего, за себя. Поэтому будем, подобно Давиду, жить в благочестии, ни с кем не искать вражды. Будем в Боге, Его храме, богослужении, обращённом к Господу, находить утешение. А то, что не от нас зависит, поручим Богу, себя, при этом, держа в строгом исполнении правды Господней. Или как пишет в заключении псалма пророк Давид: «А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа».