Евр., 309 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сохранение верности Богу — очень непростая задача. История Церкви показывает нам, что отступить от Бога можно по самым разным причинам, можно это сделать даже совершенно случайно и для самого себя незаметно.
К примеру, так произошло с апостолом Петром: как мы помним, он отрёкся от Христа тогда, когда Господь был приведён на суд синедриона. Сам Пётр этого бы и не заметил, если бы не услышал голос петуха и не вспомнил то, что говорил ему Господь. Там, сидя у костра и греясь, он, не подумав, ответил, что не знает Христа, произнёс эти слова, повинуясь вложенному в каждого человека инстинкту самосохранения, а может быть просто потому, что не хотел ни с кем разговаривать в силу глубокой тревоги и переживания, тогда как противоположный ответ повлёк бы за собой продолжение беседы. Но это лишь предположения, достоверно ясно одно — Пётр вовсе не планировал отрекаться от Христа, это вышло помимо его воли.
История апостола Петра — это один из множества примеров такого рода. Отречение от Бога может иметь самые разные формы, зачастую оно происходит в простых и всем хорошо понятных бытовых ситуациях. К примеру, на загруженной парковке, когда мы видим, что есть неплохое место и есть не очень расторопный водитель, который хотел бы там поставить машину, но проявляем шустрость и становимся на это место первыми. Или когда закрываем в метро глаза, чтобы случайно не встретиться взглядом с тем, кому стоило бы уступить место. В такие моменты в нас срабатывают какие-то очень глубоко встроенные в человеческую природу механизмы, а когда эти механизмы приходят в действие, то Евангелие умолкает, христианство исчезает, происходит невольное отступление от Бога.
Апостол Павел был прекрасным знатоком человеческой природы и, как следствие, человеческой слабости, потому он и пишет: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго». Далее он продолжает свою мысль и даёт совет относительно того, каким образом можно сохранить своё сердце от лукавства и неверности и вместе с этим сохранить верность Богу.
Его совет многим может показаться парадоксальным, ведь на первый взгляд кажется, что сберечь себя можно исключительно через молитву и разнообразные виды аскетических подвигов. Но нет, апостол пишет так: «Наставляйте друг друга каждый день». Иными словами, в качестве рецепта он советует общаться друг с другом, общаться не на какие-то посторонние и отвлечённые темы, а так, чтобы это общение было назидательным.
Любопытно здесь и то, что апостол не разделяет своих адресатов на тех, кто должен произносить наставления и тех, кто должен им внимать, он пишет, что для достижения цели этот процесс должен быть обоюдным. Сложно сказать, каким образом работает предложенный апостолом путь сохранения сердца от лукавства и неверности, но он работает, и в этом легко убедиться, если мы попробуем исполнять рекомендацию апостола.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.