Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 1.
Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников, то есть двенадцати самых значимых событий из земной жизни Христа и Богородицы. Его описание содержится в трех Евангелиях. В них говорится, что однажды Христос сказал ученикам, что некоторые из них еще при жизни увидят Царство Божие. Наступил день, когда Спаситель взял с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на высокую гору. Внезапно Христос преобразился, его одежды и лицо стали сияющими, как снег. Явились два ветхозаветных праведника – пророки Илия и Моисей. Они беседовали с Христом о том, что вскоре ему предстоит отойти к Небесному Отцу. Вдруг гору окутало блистающее светлое облако. Апостолы ощутили такую невыразимую радость и счастье, что Петр, не в силах сдержать чувства, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть!» А из облака послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Изумленные апостолы пали на землю. Спаситель запретил ученикам говорить об увиденном до Его крестной смерти и Воскресения. Он словно готовил их к страданиям и унижениям Голгофы. Ведь многие апостолы видели в Христе в первую очередь вождя и будущего царя, который освободит страну от римского владычества. Спаситель же показал, что, несмотря на Божественную природу, он добровольно пошел на Крестные муки за все человечество.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 2.
Праздник Преображения – один из двенадцати самых важных праздников православной Церкви. Глубинное содержание этого события – это явление Царства Божьего на земле. В Евангелиях рассказывается, как Спаситель взял на гору трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и преобразился перед ними. У учеников открылось иное, духовное зрение и они увидели, как от Христа стал исходить блистающий свет. Апостолы почувствовали невыразимое счастье и радость. Гору окутало облако, из которого раздался голос: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”. Так Спаситель явил ученикам свою Божественную природу. Христос перестал быть Освободителем одного Израиля, он показал, что пришел освободить целый мир. Кроме того, в Преображении раскрылся истинный духовный смысл и цель веры – приобщение к этому нетварному Божественному Свету, то есть обожение человеческой природы.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 3.
Праздник Преображение в народе еще называют “Яблочным Спасом”. Одна из давних традиций, связанная с этим днем – освящение плодов нового урожая. Это не только благочестивый обычай, но и глубокое по смыслу событие. Природа была сотворена для того, чтобы создавать человеку все условия для его блаженства – питать и радовать его. Но из-за проступка человека, из-за грехопадения, была нарушена чистота всего живого. Церковь своим благословением снимает эту печать проклятия. Она придает еде новый смысл, освящает тело и молит, чтобы Господь так же освятил душу. Чтобы он сохранил людей, их мир и быт в покое и радости. Поэтому в праздник Преображения Церковь вспоминает и о преображении природы. Она освящает плоды нового урожая и благословляет труды земледельцев. В Средиземноморье традиционно в этот день освящали новый урожай винограда. В нашей местности принято освящать яблоки. Издавна на Руси в этот день раздавали бедным фрукты и овощи нового урожая.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 4.
Одно из чудесных событий земного пути Спасителя – это Преображение Господне. В этот день Христос дал прикоснуться трем своим близким ученикам к Царству Божию. Петр, Иоанн и Иаков увидели Спасителя не как мудрого Учителя, не как освободителя Израиля от власти Рима, но как Сына Божия. В этот день апостолам явилась вся Пресвятая Троица. На горе Фавор, куда Христос привел апостолов, он открылся им как Бог Сын, излучающий свет. Гору накрыло белое сияющее облако Духа Святого. И раздался голос Бога Отца, произнесший: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”. Апостолам было заповедано скрывать увиденное. Но после Вознесения Христова они рассказали о тайне Преображения. В сущности, оно продемонстрировало естественный финал развития личности верующего. Вера не сводится к созерцанию собственных грехов и покаянию. Вера – еще и дерзкое стремление к личной святости. Финал трудов покаяния, молитвы, помощи ближнему — это личное преображение человека. Оно невозможно без участия Бога. Но своим Преображением на горе Фавор Спаситель показал, как он стремится и к нашему преображению.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер