
Фото: Olga Kovalski/Unsplash
Иркутское купечество пребывало в настороженном ожидании: стало известно, что городская торговая палата выдала дозволение на ведение мясной торговли некоему купцу из Тобольска. По установленным правилам таких торговцев в Иркутске могло быть только трое. Два из них уже много лет вели в городе свои дела; на место третьего было полно претендентов из местных предпринимателей. И вот — надо же — купчишка из Тобольска, какой-то Кузнецов! Того гляди, и жить сюда переберётся...
Так размышляли иркутские купцы, а Ефимий Андреевич Кузнецов, тот самый купец из Тобольска, который, как сегодня сказали бы, выиграл торговый тендер, тем временем действительно перебрался в Иркутск. На встречу с распростёртыми объятиями от местного купечества он, понятное дело, не рассчитывал. Но и оставаться чужаком не намеревался. С первых же дней Ефимий Кузнецов показал, что относится к Иркутску как к родному городу.
Ефимий Андреевич по натуре своей был добрым, отзывчивым человеком. Он верил в Бога, и Евангельскую заповедь Христа о любви к ближнему считал своим долгом. В Тобольске его знали как щедрого жертвователя и попечителя храмов, приютов и больниц. На новом месте Кузнецов тоже старался вникнуть в нужды горожан и помогать при каждой удобной возможности.
В Иркутске он поселился неподалёку от церкви Преображения Господня и стал её постоянным прихожанином. На первом же Богослужении Ефимий Андреевич увидел, что старый храм требует скорейшего ремонта, и предложил свою помощь. В итоге на средства Кузнецова церковь была перестроена и значительно расширена.
Часто Ефимий Андреевич посещал кварталы, где проживала городская беднота. Он раздавал нуждавшимся деньги, расспрашивал их о прочих нуждах. Это помогло Кузнецову понять, что городу необходима больница, в которой бедные и неимущее могли бы бесплатно получать медицинскую помощь. С этой инициативой и готовностью все расходы по строительству и содержанию больницы взять на себя, он обратился в городскую Думу и стал ждать решения.
А пока суд да дело, Ефимий Андреевич продолжал заботиться об Иркутске. Он сделал большое пожертвование на строительство в городе духовной семинарии, учредил капитал для поддержки детских приютов, активно включился в деятельность по организации библиотек, участвовал в открытии городского театра. Видя искренние старания Кузнецова на благо людей, иркутские купцы не раз в глубине души укоряли себя за то, что поначалу были так враждебно к нему настроены.
Полюбили заботливого купца и рядовые горожане. Дважды — в тысяча восемьсот двадцать шестом и тысяча восемьсот тридцать втором годах — он избирался на пост Иркутского градоначальника.
Ефимий Андреевич финансировал амурские экспедиции, инициированные губернатором Восточной Сибири Муравьёвым. На их осуществление он выделил три миллиона рублей, а сверх того, организовал постройку кораблей и запасы продовольствия.
Однако годы брали своё. Кузнецов часто болел и чувствовал, что жить ему осталось недолго. Но ещё так много хотелось сделать! Ефимий Андреевич составил подробное завещание, по которому основная часть его средств должна была пойти на благотворительные цели.
Так и случилось. На оставленные Ефимием Кузнецовым по завещанию средства было открыто городское женское училище, построен пароход «Аргунь» для амурской военной флотилии. Двести пятьдесят тысяч рублей пошли на постройку иркутского Казанского кафедрального собора. И больница — та самая, о корой он давно мечтал, тоже появилась в городе — пусть и после смерти этого щедрого и неравнодушного человека, но всё же благодаря ему и в память о его добром сердце.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема