1 Пет., 60 зач., III, 10-22.
Глава 3.
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом апостольском отрывке есть фраза, с которой смогут согласиться далеко не все, апостол Пётр задаётся риторическим вопросом: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» Вроде бы ответ очевиден, а потому и вопрос лишь риторический: никто не сделает злого тому, кто всеми силами стремится к добру. Но здесь легко может возникнуть возражение: у каждого из нас есть масса примеров того, как наши — и не только наши — добрые дела были интерпретированы окружающими дурным образом, да и жития святых, особенно мучеников первых веков христианства, тоже приводят к мысли о том, что добро далеко не всегда воспринимается окружающими должным образом.
Но апостол Пётр — не какой-то модный тренер по личностному росту и по общению с окружающими, он — Христов апостол, а потому он размышляет не в категориях удобства временной жизни, его взор обращён в первую очередь в вечность, и в своих размышлениях он отталкивается не от психологии общения, а от примера Христа Спасителя.
Пётр упоминает возможную, а, может, даже и неизбежную, негативную реакцию на добрые поступки, но для него это вовсе не проблема, он пишет, что «если угодно воле Божией», то «лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Важно же не это, а чистота совести. Идеальный пример здесь — Христос Спаситель, Который не сделал никакого зла, но тем не менее был приговорён к позорной казни. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли заметил: «Всякий, кто старается всё время быть хорошим, неизбежно в конце концов окажется погребённым среди огромного множества тех, кто нехорош». Он прав. Так произошло и со Христом. Вообще даже крайне отрицательно настроенный по отношению к христианству человек не может не признать, что голгофские события не были обусловлены недостойным поведением Христа, они — следствие злой человеческой воли, которая дала себя знать в полной мере.
Более того, если внимательно присмотреться к евангельскому рассказу, то станет очевидным: Христос не мог уклониться от взятия под стражу, суда и смерти, оставаясь нравственно безупречным. Любые шаги, которые Он мог бы сделать ради Своего спасения, были бы уклонением от добра. Пусть и небольшим, пусть и по человеческим меркам дозволительным, но — уклонением. Конечно, Он боялся смерти, Он глубоко скорбел от того, что на Него надвигается, но самым главным Его страхом было нарушение воли Бога-Отца, и Он её не нарушил. К тому же самому апостол Пётр призывает и всех, верующих Христу и во Христа.
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.