
Иак., 54 зач., III, 1-10.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
На днях одна прихожанка задала мне непростой вопрос: «Почему Бог терпит дьявола? Ведь сколько зла он принес людям! Надо было сатану сразу умертвить, и не было бы у человечества никаких страданий». Определенная логика в прозвучавшем вопросе, конечно, есть. Но задавшая его женщина, как кажется, упустила одну важную деталь. В её представлении зло как таковое существует и непосредственно связано с темными духами. Но это не совсем так.
Зло, по учению Православной Церкви, никаким бытием не обладает. Оно всего лишь нехватка добра. Как тень — просто отсутствие света. Зло приходит в нашу жизнь тогда, когда мы делаем неверный выбор, используем дарованную нам свободу воли в неправильных целях — как постоянно поступают демоны. Не зря же слово «грех» по-гречески звучит как «амартия», что в переводе означает — «промах». Зло — не столько преступление против Бога, сколько духовное самоуничтожение. Ведь полученный от Творца запас жизненных сил мы тратим не на то.
В прозвучавшем чтении апостол Иаков говорит о наиболее частом проявлении такой растраты. Он рассуждает о том, как мы используем дар слова. Язык занимает совсем не много места в организме, но какой властью этот маленький орган обладает! «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело», — пишет апостол. Действительно, насколько сложно бывает промолчать, не ответить обидным словом на причиненное другим человеком неудобство.
Святой Иаков сравнивает язык со штурвалом корабля, с уздой на лошади. И штурвал, и узда имеют небольшой размер по сравнению с морским судном и телом животного — соответственно. Но обладают властью над тем и другим. Язык, речь по отношению к нашей жизни имеют похожую роль. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — предупреждает нас Священное Писание, напоминая об ответственности за каждое произнесенное слово.
В тексте апостола Иакова нет никакого запугивания или внушения чувства вины. Проповедник Божий призывает нас не совершать в жизни обидных промахов. Чтобы, оглядываясь на прошлое, мы не ощущали жгучего стыда за собственное поведение, за произнесенные сгоряча слова. Иначе мы окажемся похожи на тех неразумных христиан древности, о которых пишет апостол: «Языком благословляем Бога и Отца, и им проклинаем людей... Из тех же уст исходит благословение и проклятие».
Всё доброе, хорошее дается человеку с большим трудом. Сложно идти вверх по лестнице добродетелей, приближаясь постепенно к Богу. Но как легко достигнутое потерять, забывшись и поддавшись гневу, возмущению, желанию ругаться. Как много людей, даже святых, горевали о том, что однажды не сдержались и наговорили лишнего. И ведь правы были наши предки, придумавшие пословицу: «Слово не воробей. Вылетит — не поймаешь!» Сказать злые слова легко. Исправить нанесенный ущерб потом очень трудно.
Всё выше сказанное подводит нас к логичному выводу. Мы призваны Богом не тратить жизнь впустую. Пусть те дары, которыми мы обладаем (в том числе и дар речи), получат правильное применение. Чтобы стать средством спасения, а не средством осуждения и самоуничтожения. Чтобы послужили наши действия умножению добра, а не его растрате.
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема