Адрес храма Святого Николая у Соломенной сторожки:
125422, ул. Ивановская, д.3.
Как добраться до храма Николая у Соломенной сторожки:
От станции метро "Тимирязевская" 5 минут пешком (в парк "Дубки"). Также от станций метро "Войковская", "Дмитровская" на трамвае 27 до остановки "Префектура Северного округа".
Схема проезда:
Контакты:
125422, ул. Ивановская, д.3.
Телефон:(499) 977-99-31.
Адрес сайта: http://www.agios-nicolos.ru/
Церковь Николая Чудотворца 675 тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Вот такое длинное название у церкви, о которой мы сегодня рассказываем и судьба которой сколь драматична, столь и оптимистична.
Ну, с названием территории «Петровско-Разумское» все ясно. А название Соломенная сторожка не таит в себе ничего особенного. Это местность на севере Москвы, которая получила своё название по крытому соломой дому сторожа. А сторож этот охранял территории первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии (ныне это Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева).
Церковь же изначально строилась как храм-памятник Первой мировой войны. И строилась в расположении воинской части - 675-й Тульской пешей дружины.
И построил эту красивую деревянную церковь известнейший в то время архитектор Федор Осипович Шехтель, который сам считал, что это лучшая из его построек. Коротко скажем, что перед строительством Шехтель перешел из лютеранской церкви в православие. И, как говорится, вложил в новую церковь всю вою душу.
Это был небольшой деревянный храм в неорусском стиле вмещавший 100 человек, и выполненный в стиле шатровых церквей Вологодского края. Образцами для него стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI—XVIII веков — Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в селе Уне.
Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Феропонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI — XVII веков. Причем наиболее ценные из них украсили царские врата - точную копию царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Роспись храма производили дети архитектора – профессиональные живописцы Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.
Далее все на так радужно… Революция, закрытие, и полное разрушение храма в 1935 году…
И оставалось бы только горестно вздохнуть, но нет: в 1997 году вновь был освящен деревянный храм, полностью восстановленный по чертежам Федора Осиповича Шехтеля.
Вот на этой мажорной ноте мы и закончим свой рассказ о Церкви Николая Чудотворца 675 тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки.
А точный ее адрес - Ивановская улица, дом 3.
Грамотный петух

Жил-был в одном селе Петух. Много раз попадал он в лапы Лисы, но всякий раз удавалось ему спастись благодаря своему уму и находчивости.
Клевал однажды Петух на поляне за селом зёрнышки, вдруг видит: крадётся к нему Лиса. До дома бежать далеко, рыжая точно догонит и схватит. Ничего не оставалось Петуху, как взлететь на стоящий рядом вяз и кое-как примоститься на ветке.
Подошла к дереву Лиса и спрашивает:
— Эй, Петух? Почему ты, как только меня увидел, так высоко взлетел? Испугался что ли?
— А ты что, хотела бы, чтобы я побежал навстречу и стал с тобой обниматься? — ответил ей Петух.
— Вот именно! — говорил Лиса. — Разве ты не знаешь? Наш правитель по всем улицам и базарам разослал глашатаев и велел им кричать: «Отныне во всём моём государстве ни одна живая душа, ни один зверь не смеет обижать слабого. Да будут впредь волки и овцы пить воду из одного колодца, лисы и зайцы жить в одной норе, а соколы и воробьи жить в одном гнезде». Наверное, ты ещё ничего не слышал и не читал? Новые указы повелителя повсюду развешаны...
— Разумеется, читал, — говорит Петух. — Не одна ты у нас грамотная.
— А если так, спускайся скорее ко мне, пойдём с тобой вместе в лес гулять, — обрадовалась Лиса.
— Гулять хорошо с весёлой компанией, а не вдвоём, — отвечает Петух. — Сейчас спущусь. Ты только подожди немножко, пусть сюда подбегут другие звери. Мне хорошо сверху видно, как они к нам спешат. Тогда все вместе и погуляем.
— Что ещё за звери? Какие такие звери? — насторожилась Лиса.
Посмотрел Петух вдаль и говорит:
— За клубами пыли мне их плохо видно, они как ветер сюда летят. Похожи на волков, но вроде не они...
— Да ты получше приглядись, — просит Лиса.
— Серые — как волки, только уши и хвосты длинней, — говорит Петух. — Похожи на собак. Точно, это же овчарки моего хозяина. Мне уже и лай их слышно... Наверное, голодные.
— Овчарки?!! — воскликнула Лиса и, поджав хвост, бросилась в лес наутёк.
— Эй, почему ты убегаешь? — крикнул ей вдогонку Петух. — Мы же хотели вместе погулять?
— Я передумала. С тобой бы я, может, и погуляла, но только не с овчарками, — донеслось из-за кустов.
— Разве ты не говорила, что правитель повелел всем зверям не обижать слабых?
— А что, если овчарки были в степи и не слышали указа нашего повелителя? Вдруг они, в отличие от тебя, не грамотные и не сумели его прочесть? Ваши овчарки могут меня разорвать на куски.
Сказала это Лиса и скрылась в чаще.
А Петух слетел с дерева и поспешил домой, решив, что лучше он будет на хозяйском дворе зёрнышки искать под присмотром сторожевых собак. Так-то оно правильнее будет.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 84. Богослужебные чтения

Разбитое корыто, у которого оказалась старуха из знаменитой сказки Александра Пушкина, прочно ассоциируется с полнейшей неудачей в жизни. В каком-то смысле с разбитым корытом бытия однажды остался народ еврейский, когда был пленён Вавилонским царством и лишён родины. О последствиях этой национальной катастрофы повествует нам псалом 84-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 84.
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твоё даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои.
Евреи находились в плену у Вавилона почти 60 лет. Затем политические обстоятельства изменились, и им разрешили вернуться в историческую Палестину. Надо сказать, жуткая разруха ожидала евреев на месте. Храм был разрушен, Иерусалим тоже пребывал в неутешительном состоянии. Как же отреагировал на всё перечисленное народ еврейский? А никак. Вместо того, чтобы восстановить храм, богослужение, вообще поблагодарить Бога за освобождение, древние иудеи начали поскорее обустраивать личный быт.
Их, конечно, можно было понять. Кушать-то, и правда, хотелось. Но вот незадача. Земля отказывалась приносить урожай. И, наконец, до евреев дошло, что они увлеклись важными, но, тем не менее, второстепенными вещами, совершенно забыв про Бога. Составитель псалма 84-го (имя его нам неизвестно) как раз на это обстоятельство и указывает. А также просит Господа о милости. Вот что читаем мы в псалме: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова. Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас».
От лица всего народа автор псалма кается за неразумие и духовную слепоту. А ещё обещает Богу, что древние евреи придут в себя, поймут, что не хлебом единым жив человек. И урожай может доставить радость только тогда, когда совесть человека не обременена грехами, когда человек живёт в мире с Богом. И автор псалма понимает, что людям требуется чёткий ориентир, духовная опора в жизни. Иными словами — нужно восстановить храм и храмовое богослужение. Тогда-то всё и наладится. Зазвучит молитва и благословит людей и землю. И та обязательно принесёт урожай.
Так, собственно, и получилось. Когда евреи вспомнили о Боге и покаялись, отстроили заново храм в Иерусалиме, наступила долгожданная гармония. Или как читаем мы в псалме: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес».
Как известно, лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих. Давайте же усвоим урок, преподанный древним евреям. Преподанный не потому, что Бог ревнив и жесток, а потому что без Бога никакое земное благополучие радости принести не может. Только в согласии с заповедями Господними мы можем найти в этой жизни пусть временную, пусть относительную, но всё же гармонию. Будем же держаться за Бога, Ему воздавая честь и хвалу, посещая богослужения, молясь дома, и во всём остальном нам тогда будет сопутствовать благословение Небес.
Псалом 84. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 84. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 84. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.