
Иак., 52 зач., II, 1-13.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим очень эмоциональное и яркое обращение апостола Иакова к братьям по вере. Основная его мысль очень проста: христиане должны любить всех ближних, а не тех, любить которых выгодно или удобно. Богословская основа для этого утверждения была заложена еще в Ветхом Завете. Бог сотворил человека как мужчину и женщину. Они были в одинаковой степени людьми, хотя и отличались с точки зрения физиологии. Это единственное различение, введенное в мир людей Самим Богом. Но это именно различие, а не разделение. Оно открывало перед людьми путь творчества и сотрудничества, но никак не путь вражды. Когда Бог давал людям землю, Он сказал им: вот вам земля, владейте ею. И снова здесь было указание на грядущее соработничество, а никак не на соперничество или вражду за ресурсы. Да, потом произошло грехопадение, люди стали враждовать и даже убивать друг друга из зависти... В языческих цивилизациях древности было уже не просто соперничество, в них были цари и богачи, которые владели сотнями и тысячами рабов. То есть речь не шла даже о стремлении к равенству, потому что одни попросту владели другими. В этом смысле Израильская цивилизация была радикально иной, потому что при всей разности служений, от царя и первосвященника до простого крестьянина, все они входили в Божий народ, все жили по особенным законам, в которых к собратьям они обязаны были относиться как к равным. Конечно, выстроить подобные отношения не всегда получалось, но идея была именно такой. Наконец, во Христе и в Церкви, как в Его теле, все люди, уже вне зависимости от происхождения от Авраама, становились «своими Богу», потому что вверяли себя в Его руки, как когда-то это сделал праотец Авраам. Тому, что Церковь предполагает уничтожение перед Богом этнических преград, посвятил свое послание к Римлянам апостол Павел. После него говорить о том, что какой-то народ просто из-за генетических причин оказывается ближе к Богу, уже невозможно. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Иаков стремится подчеркнуть, что такое же равенство должно быть в Церкви и в отношении к богатым и бедным. При этом мы не слышим, чтобы апостол призывал отнимать богатство у одних и передавать другим... Мы вообще не слышим каких-то революционных идей... Его мысль очень проста: братия, любите всех одинаково, не заискивайте перед богатыми и не пренебрегайте бедными. И если вы будете совершать множество добрых дел, но останетесь избирательны в любви, от остального вам не будет никакой пользы. И вот мы можем посмотреть на свою религиозную жизнь, радостно размышляя о том, как мы ходим на службы или постимся, обратим внимание и на то, как мы относимся к людям, и особенно к тем, кто прост и мало значит в нашей жизни. И если мы свободны побеждать одни грехи, значит, должны быть свободны и перед лицом других. Перед лицом всякого испытания, в том числе и испытания нашей любви должны осознавать себя свободными, а значит и ответственными за то, что делаем. Но в чем же должна проявляться наша любовь? Не можем же мы испытывать ко всем одинаковые чувства. Естественно, не можем, да только апостол и не говорит о чувствах. Он говорит о делах любви, из которых первое — милость ко всем, потому что милость превозносится над судом.
11 июня. О гневе

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
О гневе — протоиерей Максим Горожанкин.
Почему Господь так резко обличает гнев? Мы гневаемся, гневаемся часто. Что даёт нам чувство гнева? Какой плод в этой страсти?
Безусловно, это опустошение. Ты прогневался, накричал, раздражение какое-то произошло в тебе, ты отреагировал, и после этого — колоссальная пустота.
И это и есть тот самый страшный суд, который Господь предрекает всем. В результате каждой нашей страсти чувство опустошённости — это и есть преддверие страшного суда. Если мы гневаемся и после этого чувствуем, непременно чувствуем опустошённость, некую обездоленность и богооставленность — это ровно то, что и есть страшный суд.
Поэтому дай Господь всем нам воздерживаться от гнева, и если даже мы впадаем в гнев, вовремя просить прощения!
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июня. О почитании Честного и Животворящего Креста Господня в селе Годеново

Сегодня 11 июня. Явление Честного и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого.
О почитании святыни — протоиерей Андрей Ефанов.
11 июня 1423 года на Сахотском болоте пастухам явились замечательные святыни: Крест Господень и икона святителя Николая Чудотворца. Как гласит предание, крест и икона явились от греческой стороны. Событие это произошло ровно за 30 лет до падения Константинополя. И здесь уместно вспомнить перенесение мощей святителя Николая Мирликийского в Бари, произошедшее незадолго до турецкой оккупации.
На месте чудесного явления святынь был построен храм, строительство которого было сопряжено с чудесами. Заложенные венцы храма были перенесены нетварной силой на уготованное Богом место. От Животворящего Креста Господня и иконысвятителя Николая происходило множество исцелений и прочих чудес.
С установлением советской власти храм неоднократно пытались закрыть, но удалось это лишь в 1940 году. Крест Господень был перенесён верующими в ближайший действующий храм в селе Годеново.
Лишь в 1998 году началось возрождение святыни на Сахотском болоте. Была основана монашеская община, впоследствии мужской монастырь Животворящего Креста Господня. В 2004 году архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий освятил Крестовоздвиженский храм на месте явления Животворящего Креста.
Крест и до ныне пребывает в Годеново, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников со всего мира. А в Крестовоздвиженском монастыре села Погост Крест находится точная копия святыни.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июня. О наставлениях святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Сегодня 11 июня. День памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, жившего в двадцатом веке.
О его наставлениях — игумен Павел (Полуков).
Только непрестанная, как падение капель, молитва смягчает оледеневшие без молитвы сердца. Какие мудрые слова, мудрые и одновременно простые,святителя Луки Крымского.
Действительно, перед нами встает образ капели, когда вода капает, не останавливаясь. Одновременно —известная поговорка «вода камень точит».
И действительно, когда человек каждый день хотя бы понемногу проявляет в молитве постоянство, а все святые отцы так и говорили, что от нас зависит постоянство, дело благодати — это уже дело Бога. То вот с этим постоянством, с ежедневным призыванием имени Бога, человек действительно постепенно умягчает свое сердце, умягчает свою душу.
Ведь часто верующий человек видит, что его сердце какбы окаменело. Мало молитвы, мало благодати, как ему кажется. Не отвлекается иногда сердце и душа на чужую боль. Но ежедневное призывание имени Бога, ежедневное обращение к Богу, порой даже незаметно для нас, делает свое дело. Так же, как та непрерывная капель.
Вот такие замечательные и мудрые слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого), сказанные в помощь нам.
Все выпуски программы Актуальная тема