
Иак., 52 зач., II, 1-13.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим очень эмоциональное и яркое обращение апостола Иакова к братьям по вере. Основная его мысль очень проста: христиане должны любить всех ближних, а не тех, любить которых выгодно или удобно. Богословская основа для этого утверждения была заложена еще в Ветхом Завете. Бог сотворил человека как мужчину и женщину. Они были в одинаковой степени людьми, хотя и отличались с точки зрения физиологии. Это единственное различение, введенное в мир людей Самим Богом. Но это именно различие, а не разделение. Оно открывало перед людьми путь творчества и сотрудничества, но никак не путь вражды. Когда Бог давал людям землю, Он сказал им: вот вам земля, владейте ею. И снова здесь было указание на грядущее соработничество, а никак не на соперничество или вражду за ресурсы. Да, потом произошло грехопадение, люди стали враждовать и даже убивать друг друга из зависти... В языческих цивилизациях древности было уже не просто соперничество, в них были цари и богачи, которые владели сотнями и тысячами рабов. То есть речь не шла даже о стремлении к равенству, потому что одни попросту владели другими. В этом смысле Израильская цивилизация была радикально иной, потому что при всей разности служений, от царя и первосвященника до простого крестьянина, все они входили в Божий народ, все жили по особенным законам, в которых к собратьям они обязаны были относиться как к равным. Конечно, выстроить подобные отношения не всегда получалось, но идея была именно такой. Наконец, во Христе и в Церкви, как в Его теле, все люди, уже вне зависимости от происхождения от Авраама, становились «своими Богу», потому что вверяли себя в Его руки, как когда-то это сделал праотец Авраам. Тому, что Церковь предполагает уничтожение перед Богом этнических преград, посвятил свое послание к Римлянам апостол Павел. После него говорить о том, что какой-то народ просто из-за генетических причин оказывается ближе к Богу, уже невозможно. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Иаков стремится подчеркнуть, что такое же равенство должно быть в Церкви и в отношении к богатым и бедным. При этом мы не слышим, чтобы апостол призывал отнимать богатство у одних и передавать другим... Мы вообще не слышим каких-то революционных идей... Его мысль очень проста: братия, любите всех одинаково, не заискивайте перед богатыми и не пренебрегайте бедными. И если вы будете совершать множество добрых дел, но останетесь избирательны в любви, от остального вам не будет никакой пользы. И вот мы можем посмотреть на свою религиозную жизнь, радостно размышляя о том, как мы ходим на службы или постимся, обратим внимание и на то, как мы относимся к людям, и особенно к тем, кто прост и мало значит в нашей жизни. И если мы свободны побеждать одни грехи, значит, должны быть свободны и перед лицом других. Перед лицом всякого испытания, в том числе и испытания нашей любви должны осознавать себя свободными, а значит и ответственными за то, что делаем. Но в чем же должна проявляться наша любовь? Не можем же мы испытывать ко всем одинаковые чувства. Естественно, не можем, да только апостол и не говорит о чувствах. Он говорит о делах любви, из которых первое — милость ко всем, потому что милость превозносится над судом.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема