Евр., 326 зач., X, 35 — XI, 7.
Глава 10.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Глава 11.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Центральное место в этом отрывке Послания к Евреям занимает определение веры. Конечно, понятие веры очень широкое, возможны самые разные ее определения, но именно понимание веры, данное Посланием к Евреям, вошло в Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви святителя Филарета Московского. Благодаря включению святителем Филаретом в катехизис этого определения, оно является фундаментальным для Русской Церкви на протяжении двух последних веков, а потому нам стоит присмотреться к нему внимательнее. Напомню, как звучит это определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Далее в этой же 11-й главе, которую часто называют гимном вере, Послание к Евреям раскрывает суть этого определения через конкретные примеры жизни ветхозаветных праведников Авеля, Еноха и Ноя. Во всех приводимых апостолом примерах вера — это не только «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», и не только уверенность в бытии Божием с верностью Ему, это еще и инструмент познания, об этом сказано так: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».
Если мы обратим внимание на самих себя и на наше общество, то увидим очень грустную картину: мы все погрязли в рационалистическом взгляде на окружающий нас мир. По-настоящему мы верим лишь в то, что можно измерить, посчитать и взвесить. А всё остальное остается за скобками, оно опционально, и в жизни абсолютного большинства не играет какой бы ни было существенной роли. Можно, конечно, посетовать на нашу печальную современность, но дело в том, что так было всегда. Всегда живая и действенная вера, вера как инструмент познания, — это удел очень немногих, достаточно вспомнить Ноя из приведенного Посланием к Евреям перечня героев веры, Ной, как мы все прекрасно знаем, вообще оказался один среди всех живших в его время людей, только он смог использовать веру как инструмент познания, в конечном итоге Ной пережил потоп, тогда как остальное человечество погибло. Бог в Своем завете с Ноем обещал, что потоп не повторится, и что ничего подобного больше не будет, Бог позволяет нам жить вовсе без веры, но это не делает пример Ноя менее актуальным, ведь вера нужна не столько для благополучной и длительной жизни на земле, сколько для блаженной вечности, для встречи с Грядущим Спасителем мира Христом.
Поддержать социальную работу Церкви

До рождения первого ребёнка Ольга, жительница города Казани, работала юристом. А потом захотела попробовать себя в творчестве, и пошла учиться на керамиста. Со временем это неожиданное увлечение превратилось в большое доброе дело. Ольга — человек верующий, ходит в храм Серафима Саровского, и однажды местный священник предложил ей пойти и помочь в мастерской, где занимаются с особенными детьми. Женщина прислушалась к совету и провела для ребятишек с инвалидностью творческое занятие. Ольгу настолько это впечатлило, что она, посоветовавшись со батюшкой, решила организовать подобный проект при храме Серафима Саровского.
Так в городе Казани появился Центр духовного и творческого развития «Перемена», поддержанный Русской Православной Церковью. Сегодня в нём действуют гончарная, свечная, кожевенная, кулинарная мастерские и даже киностудия. Вместе здесь занимаются дети с особенностями развития и ребята из воскресной школы. Один мальчик с аутизмом, Ваня, когда только начал посещать мастерские, был скованным и замкнутым. А сейчас, спустя два года, он приходит сюда с большой радостью — обнимает всех педагогов и общается с другими детьми.

Поддержку в центре «Перемена» находят не только дети, но и подростки с инвалидностью. Ребята с 16 лет учатся профессионально создавать изделия из воска, керамики, гипса и кожи, а затем реализуют свою продукцию. Они осознают, что сами могут делать качественный продукт, который захотят купить.
Центр «Перемена» — один из многих благотворительных проектов Русской Православной Церкви. Поддержать его и другие добрые инициативы можно на сайте Синодального отдела по благотворительности. Ваша помощь позволит изменить жизни тысяч людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Современные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о том, как строятся православные храмы сегодня, как развивается храмовая архитектура и как, сохраняя традиции, создавать современные церковные пространства.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Иеромонах Ириней (Пиковский)
У нас в гостях был насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский).
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о выборе монашества и священнического служения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер







