
Евр., 326 зач., X, 35 — XI, 7.
Глава 10.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Глава 11.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Центральное место в этом отрывке Послания к Евреям занимает определение веры. Конечно, понятие веры очень широкое, возможны самые разные ее определения, но именно понимание веры, данное Посланием к Евреям, вошло в Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви святителя Филарета Московского. Благодаря включению святителем Филаретом в катехизис этого определения, оно является фундаментальным для Русской Церкви на протяжении двух последних веков, а потому нам стоит присмотреться к нему внимательнее. Напомню, как звучит это определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Далее в этой же 11-й главе, которую часто называют гимном вере, Послание к Евреям раскрывает суть этого определения через конкретные примеры жизни ветхозаветных праведников Авеля, Еноха и Ноя. Во всех приводимых апостолом примерах вера — это не только «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», и не только уверенность в бытии Божием с верностью Ему, это еще и инструмент познания, об этом сказано так: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».
Если мы обратим внимание на самих себя и на наше общество, то увидим очень грустную картину: мы все погрязли в рационалистическом взгляде на окружающий нас мир. По-настоящему мы верим лишь в то, что можно измерить, посчитать и взвесить. А всё остальное остается за скобками, оно опционально, и в жизни абсолютного большинства не играет какой бы ни было существенной роли. Можно, конечно, посетовать на нашу печальную современность, но дело в том, что так было всегда. Всегда живая и действенная вера, вера как инструмент познания, — это удел очень немногих, достаточно вспомнить Ноя из приведенного Посланием к Евреям перечня героев веры, Ной, как мы все прекрасно знаем, вообще оказался один среди всех живших в его время людей, только он смог использовать веру как инструмент познания, в конечном итоге Ной пережил потоп, тогда как остальное человечество погибло. Бог в Своем завете с Ноем обещал, что потоп не повторится, и что ничего подобного больше не будет, Бог позволяет нам жить вовсе без веры, но это не делает пример Ноя менее актуальным, ведь вера нужна не столько для благополучной и длительной жизни на земле, сколько для блаженной вечности, для встречи с Грядущим Спасителем мира Христом.
8 мая. О почитании святого Апостола Марка

Сегодня 8 мая. День памяти Апостола и евангелиста Марка.
О почитании святого Апостола — священник Августин Соколовски.
В этот день Марк, к тому времени глава христианской общины города и первый епископ Александрии, был мученически убит языческой толпой за проповедь Христова имени. Это произошло в 68 году. В 828 тело апостола было перенесено из Александрии в Венецию. Спустя 1900 лет после мученической кончины апостола в 1968 часть мощей святого в знак покаяния католической церкви перед древними православными христианами за похищение святынь была возвращена в Египет и положена в Каире, где и покоится по сей день. Таковы главные даты земной биографии апостола. Уже даже покинув этот мир, он продолжал проповедовать не только оставленным после себя Евангелием, но и присутствием своих мощей и своего имени в весьма важных частях христианского мира. Примечательно, что день памяти апостола совпадает с самой поздней из возможных дат празднования Пасхи в Православии. Это удивительное знамение, совпадение дат, не только помогает запомнить памятные дни, но и таинственным образом указывает на то, что Евангелие Марка, как и любое другое из канонических апостольских Евангелий, это не просто исторический памятник или рассказ о земной жизни Господа Иисуса, но благовествование о Христе Воскресшем. С именем апостола Марка сохранилась божественная литургия. Хотя в современном уставе о богослужении она не употребляется, содержание ее богато молитвенным описанием глубин богословия и передает ощущение пасхальной тайны, как ее выражал в словословии Богу вот уже почти две тысячи лет назад сам евангелист Марк и основанная им Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 мая. О личности и творчестве родного дяди поэта Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 8 мая. В этот день в 1766 году родился русский поэт Василий Львович Пушкин.
О личности и творчестве родного дяди поэта Александра Сергеевича Пушкина — протоиерей Артемий Владимиров.
Во многом, благодаря именно его влиянию и инициативе, наш гений направлен был в лицей. И можно сказать, что Василий Львович, обмениваясь с племянником поэтической перепиской, дал ему импульс к творчеству. «Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой на старости в стихах поговорил с тобой». Развивался талант Александра Сергеевича и пристально за ним наблюдал даровитый литератор, творчество которого стоит в одной линии с наследием Василия Жуковского, Фёдора Глинки, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Козлова. «Христос воскрес, питомец Феба», обращался к дяде племянник. «Дай бог, чтоб милостию неба рассудок на Руси воскрес; Он что-то, кажется, исчез». Между тем, как дух Василия Львовича — это дух веры, благоговения перед Матью Церковью, любви к Отечеству и, конечно, радостного признания, что пальма поэтического первенства принадлежит его племяннику, благодаря которому фамилия Пушкин, переданная родителями нашему гению, закреплена и за творчеством Василия Львовича.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 мая. Об истории движения Красного Креста и Красного Полумесяца

Сегодня 8 мая. Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца.
Об истории этого международного движения — священник Дионисий Сакович.
Всем нам известный символ медицинских сотрудников и гуманитарной помощи Красный Крест на белом фоне был предложен Анри Дюнаном в 1863 году, а также в этот год создан Международный комитет помощи раненым, позднее Красный Крест. Это произошло после того, как в 1859 году Анри стал свидетелем битвы при Сольферино, где тысячи раненых солдат остались без помощи. В 1867 году было основано Российское общество Красного Креста под покровительством императрицы Марии Александровны. С этого периода совместно с Русской Православной Церковью Красный Крест открывал в Российской империи благотворительные больницы и приюты, госпитали и другие организации. Отдельно стоит отметить роль Красного Креста во взаимодействии с княгиней Елизаветой Федоровной в деле организации первых общин сестер Милосердия. А в Первую мировую войну более двух тысяч священников служили в госпиталях комитета, где также трудились императрица Александра Федоровна с дочерьми. На современном этапе продолжается активное сотрудничество Церкви и Красного Креста в гуманитарной помощи, добровольческом служении, при тушении лесных пожаров, оказании помощи беженцам в донорских акциях и многое другое. Нужно добавить, что существует альтернативная эмблема, которая также относится к данной организации — Красный Полумесяц, который решила использовать Османская империя во время Русско-Турецкой войны. Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца — это не только память о подвиге Анри Дюнана, но и напоминание важности, заботы о людях, которые попали в тяжелую ситуацию. Русская Православная Церковь, разделяя идеалы милосердия, продолжает укреплять сотрудничество с Красным Христом, доказывая, что добро не знает границ.
Все выпуски программы Актуальная тема