Евр., 323 зач., X, 1-18.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ветхозаветное храмовое богослужение состояло не только из молитвы, но и из постоянного принесения жертв. В качестве жертв выступали самые разные животные, которые должны были соответствовать определенным условиям. Кроме жертв за те или иные грехи, Ветхим заветом были установлены и обязательные жертвы, которые должны были приноситься один раз в году. Вне зависимости от чего бы то ни было, хотя бы одна жертва в течение года должна была быть принесена. Именно об этом говорит сегодняшний отрывок Послания к Евреям: «Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Конечно, на практике жертвы приносились значительно чаще: в Иерусалимском храме в качестве обязательного жертвоприношения два раза в сутки на жертвеннике оказывались годовалые барашки.
Сама по себе частота ветхозаветных жертвоприношений говорит о том, что приносимые жертвы не были достаточны, они не достигали своей конечной цели — совершенного очищения от грехов, об этом тоже говорит Послание к Евреям: «всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов». Стоит напомнить, речь здесь идет о ветхозаветных священниках, а не о современных христианских. Потому что в христианстве всё совершенно иначе, у нас нет необходимости в постоянном принесении жертв, более того, мы их вообще не приносим, мы не убиваем животных, не проливаем кровь, христианским священникам и вовсе запрещено пролитие крови, не только ради принесения жертв, но и для собственного пропитания.
Что же изменилось? Почему Ветхий завет требовал постоянных жертвоприношений, а в Новом завете нет ничего подобного? Послание к Евреям отвечает так: «Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». Далее апостол продолжает эту мысль и говорит: «Он (то есть Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». То есть, Своей Смертью Христос очистил все наши грехи: прошлые, настоящие и будущие. Да, мы продолжаем их совершать, мы от них страдаем, мы мучаем ими самих себя и всех, кто нас окружает, но, благодаря Христу, наши грехи в эпоху Нового завета не способны отторгнуть нас от Бога, у нас всегда есть возможность воззвать к Нему из любой, даже самой непроглядной, греховной тьмы. Воззвать, и быть услышанными, прощенными и принятыми Им в Его отеческие объятия. И для этого нет необходимости закалывать животных, достаточно лишь благого волеизъявления.
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час
«Естественные науки и вера». Александр Молчанов
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы был преподаватель биологического факультета МГУ им. М.Ю.Ломоносова Александр Молчанов.
Разговор шел о том, как естественно-научные знания, в частности в области биологии, могут помочь в приходе к вере в Творца и понимании Его участия в создании мира, а также о том, как можно заинтересовать детей изучением биологии и чем это может быть полезно.
Все выпуски программы Пайдейя
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова