
Апостол Павел
Евр., 312 зач., V, 11 — VI, 8.
Глава 5.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Обращаясь к своим слушателям, апостол Павел говорит о тех трудностях, с которыми он сталкивается, пытаясь разъяснить им истины христианской веры. Одна из таких трудностей заключается в том, что многие из крещеных не способны понять, о чем идет речь. И дело здесь не столько в глубине и сложности евангельского учения, сколько в том, что люди даже не пытаются вникнуть в слова апостола. Они словно впали в интеллектуальную и духовную спячку и не хотят развиваться. Думают, что им достаточно тех знаний и того опыта, которыми они уже обладают. В результате их представление об истинах веры и о духовной жизни полно предрассудков, которые в другом своем послании апостол прямо называет «бабьими баснями». Поэтому апостол нелицеприятно называет евреев-христиан «неспособными слушать», что более точно на русский язык можно было бы перевести как «тугодум», «плохо соображающий». Он сокрушается о том, что они так давно в Церкви и судя по продолжительности срока давно уже должны были бы стать опытными учителями, но по факту своего развития они остаются незрелыми, младенцами, которые вместо того, чтобы есть твердую пищу, всё еще питаются молоком.
Проблема, которую поднимает апостол, встречалась во все времена и остается, к сожалению, актуальной для современной церковной жизни. Всегда найдутся те, кто не видит большого смысла в том, чтобы развиваться интеллектуально и духовно. Это становится причиной появления разного рода предрассудков, которые есть ни что иное, как попытки дать легкие объяснения довольно сложным явлениям. Отсюда нетерпимость к окружающим, самодовольная уверенность в собственной правоте, постоянный поиск врагов, неуступчивость, фанатизм. Отсюда страх самостоятельно принимать решения, бесконечные попытки найти того, кто может дать четкую инструкцию, как же поступать в той или иной ситуации, какой выбор сделать, перекладывание ответственности за собственную жизнь на другого человека. И что печальней всего, нередко подобное инфантильное состояние ума и души оправдывает себя высокими и благородными словами: малодушие называется смирением, человекоугодничество и раболепство — послушанием, пассивность и бездействие — верой в Божественный Промысл, откровенное самодурство — исполнением воли Божией, любоначалие — духовным руководством и т.п. В результате скорби испытывает и сам человек и те, кто его окружает.
Поэтому как апостол, так и вся христианская традиция после него, призывают всех нас ни на мгновение не останавливаться в своем интеллектуальном и духовном развитии. Помнить, что все мы призваны к совершенству, которое есть зрелость по образу той, которая явлена нам в Иисусе Христе.
28 ноября. О всеведении Божьем
В 16-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши».
О всеведении Божьем — священник Родион Петриков.
Сегодня Христос говорит фарисеям слова, которые касаются через тысячелетия и каждого из нас. Почему это так важно? Дело в том, что мы живем в эпоху двойного дна. В соцсетях выставляем благочестивые цитаты, в храме совершаем молитвы, а в сердце продолжаем осуждать ближнего и носим свои обиды годами. Вот Христос напоминает нам, что Творец видит не только нашу завесу, но и то, что эта завеса скрывает нашу боль, нашу зависть, нашу усталость. Как писал преподобный Паисий: «Не важно, что о тебе думают люди, важно, что видит ангел за твоим плечом». Однако Божье всеведение и то, что Бог видит наши сердца, можно понимать и в положительном ключе. Бог видит и нашу борьбу со грехом, даже если мы падаем. Он слышит наши тихие слезы, которые мы скрываем от всех, и слышит наши искренние «прости», которые мы произносим внутри своего сердца. Преподобный Силуан говорил так: «Держись за Бога, который знает твое бессилие, и все тебе даст». Пусть эта правда Божия освободит нас и научит нас быть, а не казаться. Ведь нам не нужно носить маски перед тем, кто любит нас настоящими.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 ноября. О Христе как примере милосердия для людей

Сегодня 28 ноября. Всемирный день милосердия.
О Христе как примере милосердия для людей — протоиерей Илья Кочуров.
Одна из христианских добродетелей — это милосердие. Мы видим, что Господь везде призывает нас к тому, чтобы мы развивали в себе это прекрасное чувство. «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд есть», — говорит Господь. То есть сам Господь является милосердным. Он по милости своей не карает нас за грехи. Он по милости своей грехи наши берет на себя. И вот мы должны подражать Богу в этом самом. Милосердие — это тогда, когда мы способны почувствовать боль другого человека и пойти ему навстречу, пойти к нему для того, чтобы эту боль его угасить в меру наших возможностей. Конечно, безусловно, мы не можем спасти весь мир. А вот помочь своим близким, то есть тем, кто находится рядом с нами, это как раз нам под силу. И поэтому, когда мы проявляем какое-то сострадание к ближним, когда мы способны, бываем, почувствовать их боль, в этот момент мы делаем нечто, что нас уподобляет Богу. Милость другому человеку — это проявление высоких человеческих чувств.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 ноября. О духовной подготовке к Светлому Христову Рождеству

Сегодня 28 ноября. Начало Рождественского поста.
О духовной подготовке к Светлому Христову Рождеству — протоиерей Владимир Кашлюк.
Рождественский сорокадневный пост ставит перед верующими христианами цель духовно подготовиться к празднику Рождества Христова через молитву, воздержание и добрые дела. Православная аскетика утверждает, что пост помогает нам избавиться от пороков, дурных привычек и привязанностей, которые отдаляют человека от Бога. Важно не просто соблюдать пищевые ограничения, но и работать над внутренним состоянием, искоренять злобу, зависть, осуждение и, соответственно, совершать альтернативные добрые дела, милосердие. Важно регулярно молиться, участвовать в богослужениях, читать Священное Писание и Святоотеческие наставления. Особенно необходимо исповедоваться в грехах своих и приобщаться к Богу через святые таинства Церкви. Таким образом, Рождественский пост — это не просто диета, а путь к глубокому переживанию Богоявления, рождения Сына Божия на земле. И здесь главное не формальное соблюдение обрядовых правил, а искреннее стремление к Богу через молитву, жертвенный подвиг и добродетели.
Все выпуски программы Актуальная тема











