— Паша, обрати внимание вот на этот пасхальный натюрморт. Я и не знал, что здесь, в Севастопольском художественном музее, есть работа Кузьмы Петрова-Водкина.
— Дядя Андрей, а почему ты называешь эту картину пасхальной? На табличке написано просто — «Натюрморт на зелёном фоне». Яблоко, стеклянный стакан с водой, два яйца отражаются на полированной поверхности стола. Где же тут Пасха?
— Эх, племянник! Одно-то яйцо — крашеное! Как можно не заметить такую говорящую деталь!
— А ведь точно, крашеное! Но всё равно. Ты думаешь этого достаточно, чтобы назвать натюрморт пасхальным?
— Считаю, что более чем достаточно. Картина написана в 1924 году, это время гонений на Церковь. К примеру, здесь, в Севастополе большевики тогда с особой жестокостью разорили Херсонесский Свято-Владимирский монастырь. И по всей стране страдали верующие во Христа. Любое проявление религиозности могло расцениваться как контрреволюционная деятельность и преследоваться. Так что для художника безопаснее было избегать на картине пасхальных символов. И если уж Кузьма Петров-Водкин изобразил один из них, то мы просто обязаны заметить это и отдать должное его смелости.
— А может быть, он не осознавал опасность? Может, просто нарисовал картину, не придавая особого значения деталям. Ну, вот сочетание цветов ему понравилось — ярко-жёлтое яблоко контрастирует с красным яйцом, прозрачный стакан отражает тёмно-зелёный фон. Это же всего лишь натюрморт!
— Всего лишь? Петров-Водкин называл жанр натюрморта «острейшей беседой живописца с натурой». И работа, которую мы видим перед собой, определенно говорящая. Яблоко, например, напоминает историю грехопадения Адама и Евы — ведь именно этот фрукт часто символизирует запретный плод с райского древа познания добра и зла.
— Что, и стакан о чём-то говорит?
— О, стакан на этюдах Кузьмы Петрова-Водкина — неизменная примета послереволюционного быта. Я видел одну его работу в частной коллекции, где гранёный сосуд, полюбившийся хозяевам новой жизни, красуется поверх полустёртых затушёванных изящных бокалов — барских, дворянских.
— Новое время — новая посуда?
— Новые нравы, новая эстетика. Даже, если хочешь, новая религия — вера в особую миссию пролетариата. Стакан стал таким же её атрибутом, как красная косынка или куртка-кожанка.
— А Кузьма Петров-Водкин тоже эту веру исповедовал?
— Может быть, в какой-то момент. Февральскую революцию 1917 года он встретил восторженно, через месяц после неё писал матери: «Чудесная жизнь ожидает нашу родину, жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду». А после октябрьского переворота настроение художника изменилось, поздравляя маму в письме с новым 1918 годом, он желал, «чтоб кончилось безделье, хулиганство и болтовня на земле русской» и рассуждал о том, что «творить судьбу страны можно только миром, а не насилием, не штыками, не тюрьмами». И позднее скорбел, как трудно и болезненно проходит Россия свой жизненный путь.
— А в Бога Петров-Водкин верил?
— Верил, да. О его вере свидетельствует такой, например, факт. В 1922 году, в разгар безбожия, он пригласил священника домой, чтобы совершить таинство крещения новорождённой дочери Елены. И писал матери о появлении новой христианки.
— Если так, то и крашеное пасхальное яйцо не могло быть случайной деталью в «Натюрморте на зелёном фоне».
— Конечно! Эта картина Кузьмы Петрова Водкина — как зашифрованное послание «Христос Воскресе!». Оно возвещает, что даже в падшем мире, охваченном новой безумной идеологией, есть место радости о Боге, победившем смерть.
«Картину Кузьмы Петрова-Водкина „Натюрморт на зелёном фоне“ можно увидеть в Севастопольском художественном музее имени Михаила Крошицкого».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов