— Ну как вы, Маргарита Константиновна?
— Полегче уже, Андрей Борисович. Я таблетку выпила, сейчас пройдёт. Вы не переживайте, это просто аллергия.
— На цветение?
— Да на все растения подряд, судя по анализам.
— Может быть, в гостиницу вернёмся?
— Ну уж нет! Не для того мы в Зарайск на денёк приехали, чтоб вот так сразу из Кремля сбежать. Мы уже вошли в музей-заповедник, так давайте его исследовать. Здесь, говорят, великолепная коллекция живописи.
— Да, и на одно произведение я хотел бы особо обратить ваше внимание. Пойдёмте, это вот в том зале. А пока идём, можно я спрошу — у вас какое любимое время года?
— Учитывая мой новый недуг, я теперь должна любить суровую зиму, когда всё живое вымерзает. А почему вы интересуетесь?
— Потому что художника, работу которого вы сейчас увидите, называют певцом весны. Я честно говоря, думал, что и вам особенно по душе этот прекрасный сезон. Вот, посмотрите — Витольд Бялыницкий-Бируля, «Ранняя весна»!
— Нежный, прозрачный, чистый пейзаж! Сиреневые тени берёз на осевшем снегу, хрупкие ветки просыпающихся деревьев, стылая синь озера, которое только что освободилось ото льда. До появления листьев ещё далеко, но воздух напоён солнцем, и значит, жизнь скоро будет торжествовать победу над ледяным пленом. В картине чувствуется рука зрелого человека, который не раз внимательно наблюдал воскрешение природы в марте.
— Да, Витольд Каэтанович написал этот этюд в 1953 году, ему на тот момент исполнился восемьдесят один год!
— Какая долгая творческая жизнь!
— Очень, особенно если учесть, что уже в двадцать лет Бялыницкий-Бируля был известен как талантливый пейзажист. Именно тогда Павел Третьяков приобрёл его картину для своей галереи. И сам Левитан отдавал должное таланту юноши.
— Бялыницкий-Бируля учился у Левитана?
— Они дружили. Главное, чему Левитан научил младшего товарища, — это умение слышать природу.
— Слышать в смысле образном?
— А вот судите сами, в каком. Витольд Каэтанович написал, например, в дневнике такие строки: «Какая бы тихая ни была ночь, но перед рассветом одинокая осина, стоящая на опушке леса, обязательно прошепчет свою молитву».
— Редкая способность чувствовать созвучие Богом созданной красоты и своего сердца.
— Художник и весну любил за то, что она не просто радует взгляд, но даёт яркий и утешительный пример благих перемен, дарит человеку надежду начать новую жизнь, стать лучше.
— Наверное, потому и весенний пейзаж Витольда Бялыницкого-Бирули настолько хорош, что живописец смог передать в нём свои переживания. Смотришь на картину «Ранняя весна» и чувствуешь, что обновление возможно не только для природы, но и для души человеческой. И радуешься светлому времени года, забыв про невзгоды и болезни, и черпаешь в нём силы к жизни.
«Картину Витольда Бялыницкого-Бирули «Ранняя весна» можно увидеть в государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.