— Андрей Борисович, взгляни, на автопортрет Василия Тропинина. Как ты думаешь, почему художник изобразил себя на фоне Кремля? В знак того, что добился успеха в жизни?
— Нет, Олег, я бы так не сказал. Для Тропинина Москва — это олицетворение сердечной простоты, тепла и творческой свободы. Обрати внимание, на картине Василий Андреевич в удобном домашнем халате, с палитрой в руках.
— А почему ты противопоставил успех теплу и уюту? Не думаю, что для Тропинина жить в столице было невыгодно.
— Ну, столицей в то время считался Санкт-Петербург. И там находилась Императорская академия художеств. Каждый художник мечтал устроиться поближе к ней — это сулило и доход, и положение в обществе. Ведь именно через академию распределялись звания, должности и крупные заказы. В 1824 году Василий Андреевич сдал творческий экзамен на звание академика живописи и... решительно отказался от места преподавателя!
— Но почему?
— Тропинин до сорока семи лет был крепостным. Получив в 1823 году вольную, он не захотел ограничивать себя никакой зависимостью. И предпочёл простодушную Москву амбициозному Петербургу, творческую свободу с её рисками — строгим регламентам Академии художеств.
— Но если Тропинин был крепостным, как он достиг такого мастерства в живописи?
— Василий рисовал с детства, но никто не придавал этому значения. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, помещик, граф Ираклий Морков, отправил его в Санкт-Петербург учиться кондитерскому ремеслу. Будущий художник в свободное от занятий время посещал Академию художеств, стал её вольным слушателем. Преподаватели заметили талантливого юношу, он считался одним из лучших учеников.
— Барин, наверное, обрадовался таким успехам своего крестьянина?
— Трудно сказать, что чувствовал Ираклий Моров. Едва Тропинин окончил курс, помещик отозвал его к себе в деревню в Малороссию. Там Василий имел возможность упражняться в рисовании, но при этом ещё выполнял обязанности лакея и даже пастуха.
— Как же Тропинин добился успеха?
— А вот тут на его творческую судьбу действительно повлиял переезд в Москву — не зрелый осознанный выбор 1824 года, а более ранний, невольный. Во время войны 1812 года граф Морков руководил Московским ополчением, и художник сопровождал его. Когда Наполеона победили, город отстраивался после пожара. Дворяне, следуя старинной моде, восстанавливали семейные портретные галереи взамен сгоревших — и талант крепостного художника стал чрезвычайно востребованным.
— А что в его мастерстве привлекало людей?
— Современники ценили в произведениях Тропинина сочность цвета, тонкие переходы тонов, правдивое отображение натуры. Но более всего — умение показать душу человека, его добрые качества. Для Василия Андреевича каждая модель прежде всего — неповторимое Божие создание.
— Вот и автопортрет художника такой душевный. В облике нет и тени строгости: взгляд лучится добротой, на губах — мягкая улыбка.
— Да, работа, которую мы видим перед собой — блестящий образец авторского стиля. Художник изобразил себя уже в почтенном возрасте. Он жил скромно, не гнался за почетом и богатством, бесплатно давал уроки бедным начинающим художникам. Расположив собственную фигуру на фоне Кремля, Василий поделился со зрителями радостью — как славно свободно жить и работать в любимом городе!
«Автопортрет Василия Тропинина на фоне Кремля можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева».
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал