— Простите, пожалуйста, а можно, я вам покажу свой рисунок?
— Рисунок? Конечно, я с удовольствием посмотрю его! Ты будешь ещё одним автором, с работой которого я познакомлюсь здесь, в Большом дворце Петергофа.
— Вы так долго и внимательно рассматривали акварель Василия Садовникова, что я решила с вами поделиться. Вот, посмотрите, я скопировала её.
— Ну-ка, ну-ка! Что ж, замечательно получилось! Особенно тебе удались пушистые ели. И я вижу, ты даже дополнила картину «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе». У автора повозка только ожидает седоков, а у тебя царь уже сидит в экипаже, да еще в короне!
— Но ведь он жил в этом дворце? Значит, и кататься мог поехать?
— Летом 1852 года, когда была написана картина, императорская семья действительно жила в Петергофе. И хотя художник не дает прямого ответа, совершат выезд Романовы, или кто-то из придворных, многие детали указывают на то, что экипаж предназначен для Николая Первого или его супруги Александры Федоровны. Это и оживление прохожих у парадного подъезда Большого дворца, и упряжка из четырёх лошадей, запряженных цугом, и всадники, которые приготовились её сопровождать — их называли форейторами. Обрати внимание — Садовников выписал все эти подробности тончайшими штрихами и сохранил прозрачность акварели. Чтобы в точности повторить такую работу, нужно много учиться.
— Мне мама в художественную школу ходить не разрешила, сказала, что это бесперспективно. Не стать мне великим художником. Так и буду чужие картины перерисовывать.
— Между прочим, неплохой способ натренировать руку и глаз. Василий Семёнович Садовников именно так и учился рисовать — раскрашивая чужие гравюры и литографии.
— Раскрашивал? Как маленький? Его тоже родители в художественную школу не отдали?
— Родители Василия не имели возможности дать ему образование. Они были крепостными крестьянами и зависели от барыни, княгини Натальи Голицыной. А она славилась своим крутым нравом! Её побаивались не только слуги, но и близкие родственники. Сын Натальи Петровны, Дмитрий Голицын, даже будучи уже московским генерал-губернатором, не осмеливался перечить маменьке. Но в одном он сумел настоять на своём. Заметив у крепостного мальчика талант к рисованию, Дмитрий Владимирович стал его покровителем. Он и снабжал Василия литографиями для копирования и раскрашивания, карандашами и красками.
— Почему же князь не отдал мальчика учиться?
— Крепостной был собственностью его матери. Лишь после смерти княгини, в 1838 году, Дмитрий Голицын дал Садовникову вольную.
— Василий тогда уже взрослый был?
— Да, на тот момент Садовникову исполнилось тридцать восемь. В этом зрелом возрасте он подал прошение в Императорскую академию художеств о присвоении звания свободного художника.
— Свободного — значит, не крепостного?
— Нет, здесь речь о другом. В Академии существовала система классификации художников. По окончании обучения ученикам присваивался определённый уровень, или класс. А самоучки могли рассчитывать только на звание «неклассного», или, по-другому, свободного художника. Его и получил Василий Садовников за работу «Интерьер парадной лестницы Академии художеств».
— А «Придворный выезд» он когда написал?
— В 1852 году. К этому времени Садовников уже был широко известен и популярен, как пейзажист и художник интерьеров. Литографии и акварели Василия Семеновича украшали не только комнаты в мещанских и купеческих домах, но и дворянские гостиные. Слава Садовникова достигла царской семьи, по высочайшим заказам он писал внутренние пространства императорских дворцов и усадеб, запечатлевал различные события придворной жизни — вот как на этой картине.
— Какая успешная карьера! Повезло! У меня так никогда не получится!
— Знаешь, мне кажется, творчество и карьера — это в определённом смысле антонимы. В детстве и юности Василий Садовников стремился реализовать свой дар, не страшась гнева суровой барыни. И в зрелые годы писал не ради денег и славы, а по потребности души.
— Для себя рисовал?
— Для людей! Таланты нам даются от Бога, чтобы мы делились ими друг с другом. Если будешь помнить об этом, то непременно станешь настоящим художником!
«Картину Василия Садовникова «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе» можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер