— Дядя Андрей, я на днях такую занятную книжку прочитал, называется «Записки капитана Мордвинова». Старинная — во второй половине восемнадцатого века написана. Автор, офицер в отставке, пять раз совершил путешествие на Соловки и на Валаам и оставил подробнейший рассказ о своих паломничествах. Там столько приключений! И в кораблекрушение храбрый путешественник попадал, и во льдах ночевал, от снега парусом укрывался.
— Да, знаю этот труд Мордвинова! Яков Яковлевич был одним из первых исследователей Ладожского озера. И записки его — это походный журнал. Мордвинов в нем не только подробно описал все крупные острова архипелага, но и рассказал про дорожные встречи, монастырские трапезы и богослужения. У читателя не возникает сомнения, что автор записок — паломник, совершающий странствие во славу Божию, а не просто искатель приключений.
— Если бы к этому дневнику ещё фотоотчёт приложить! А то даже неизвестно, как выглядел автор.
— Почему же неизвестно. Сохранился прижизненный портрет Якова Яковлевича Мордвинова кисти Василия Мезенцева. Сейчас я его тебе найду в сети. Вот, полюбуйся!
— Честно говоря, я его себе иначе представлял! Так странно видеть на отважном мореходе ярко-красный кафтан с кружевами на груди и на рукавах. Ещё и напудренный парик с локонами. Мне кажется, Мордвинову больше подошла бы форма спасателя МЧС или спецназовца.
— Ты, наверное, удивишься, но красный камзол на герое и белый парик с буклями — и есть форма войск специального назначения. Яков Яковлевич служил в гренадерском полку. Это были отборные подразделения, предназначавшиеся для штурма вражеских укреплений.
— А долго Мордвинов в армии служил?
— Почти тридцать лет! Собственно, значение военной службы в жизни Мордвинова и хотел подчеркнуть художник Василий Мезенцев в этом портрете.
— Как странно. Я всегда считал, что портрет должен раскрывать внутренний мир человека, а не его профессиональные заслуги.
— Ты рассуждаешь как человек двадцать первого века. А во времена Мордвинова портреты сочетали в себе иконописный стиль и черты западноевропейский светской живописи. Это особое искусство, именуемое «парсуна», то есть «персона». Оно предназначалось для того, чтобы обозначить статус человека, его положение в обществе.
— Но ведь Мордвинов жил в восемнадцатом веке, а не в семнадцатом.
— В восемнадцатом столетии стиль русской портретной живописи, действительно, стал меняться. Появились работы, в которых подчёркивалась индивидуальность модели. Но и приверженцев старой доброй парсуны оставалось немало. Таким был и Василий Мезенцев, запечатлевший Якова Мордвинова. Хотя и в его работе, на мой взгляд, виден не только статус, но и характер капитана. Посмотри, какие живые глаза — в них угадывается и храбрость, и доброта.
— Чтобы оценить выражение лица, неплохо бы вживую увидеть портрет! Ты не знаешь, где он сейчас находится?
— В кремле города Ростов Великий Ярославской области. В конце девятнадцатого века там был создан музей церковных древностей, и многие меценаты участвовали в формировании его фондов. Правнук Якова Мордвинова, Владимир Павлович Мордвинов, подарил музею более пятисот экспонатов — старинные иконы, книги, литографии, картины. В том числе и портрет прадеда, и понравившиеся тебе старинные путевые записки в рукописи.
— Дядя Андрей, а давай рванём на следующей неделе в Ростов? Я бы с удовольствием увидел прижизненное изображение Мордвинова!
— Портрет храброго капитана во многом особенный. Он написан на стыке жанров парсуны и психологической живописи, отражает приметы эпохи и раскрывает глубины человеческой души. Я с удовольствием поеду в древний русский город, чтобы посмотреть уникальный пример старинного искусства.
«Портрет Якова Модвинова кисти Василия Мезенцева можно увидеть в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема