— Маргарита Константиновна, приветствую вас! С днём рождения!
— Андрей Борисович, здравствуйте! Спасибо большое! Проходите, располагайтесь!
— Позвольте вам подарить художественный альбом Данте Габриэля Россетти.
— Как же я вам благодарна, дорогой мой человек! Какое изумительное качество печати, безупречная цветопередача, богатая подборка! Репродукция картины «Благовещение» есть — я рада!
— Полотно, которое ещё называют «Се, раба Господня»? Одно из знаковых произведений Россетти!
— Знаковых? Что вы имеете в виду?
— То, что в этом полотне отразились все особенности творчества художника. И яркие, свежие тона, и отступление от академических традиций живописи в сторону простоты и искренности.
— В 1850 году Россетти представил картину «Благовещение» на выставке в Лондоне, в Королевской академии художеств. И его обвинили в отступлении не только от академизма, но и от христианского канона. Богородица на полотне выглядит испуганной — этот факт общественность сочла слишком вольной трактовкой Евангельского сюжета.
— Россетти отличает предельная правдивость. А испуг вполне возможен как первая реакция на призыв стать матерью Мессии. Мария, конечно же, чаяла этого. Но едва ли Она представляла, что станет беременной, оставаясь девственной. Помните, в Евангелии от Луки Она говорит: «Как это будет, если я мужа не знаю?».
— Но эти слова предполагают растерянность, а не испуг.
— Женщине, зачавшей ребенка вне брака, в древнем Израиле грозила смертная казнь через побиение камнями. Тут есть чего испугаться. Но Пречистая Дева, презрев страхи и сомнения, говорит свое «Да», судьбоносное для всего человечества, для каждого из нас.
— Получается, что художник хотел напомнить, как дорого стоят слова Богородицы «Се, раба Господня», ставшие вторым названием картины?
— Конечно! На полотнах Россетти нет случайных штрихов, ведь символизм — ещё одна примета его художественного стиля.
— Подождите, подождите! Давайте я попробую по памяти перечислить все говорящие детали на картине Россетти. Белые одежды Марии и Архангела символизируют чистоту, непорочность. Голубой цвет в иконописи знаменует Богородицу, как Ту, что соединила небо с землёй. Но у Россетти Дева только готовится принять свою миссию, поэтому голубое полотно мы видим у Неё за спиной в виде ширмы. Сама ширма, надо полагать, символизирует то, что пока скрыто от Марии, но скоро станет для Неё новой реальностью.
— А саму реальность олицетворяет красное полотно, вытканное Девой. Эта ткань висит так, что вышитая на ней лилия оказалась бутонами вниз. Белые цветы — словно корни, а стебель с поперечными горизонтальными побегами похож на ствол. Так символично на картине представлено древо, из которого будет изготовлен Крест — орудие казни Христа и знамя победы над смертью.
— Удивительные открытия вы помогли мне сделать, Андрей Борисович! Ах, нет у меня возможности поехать в Лондон, в галерею Тейт, где выставлено полотно Данте Габриэля Россетти! Но зато теперь у меня есть альбом с репродукцией «Благовещения».
— Да, к этой картине стоит возвращаться. Размышление над её сюжетом дарит то тёплое чувство благодарности Пресвятой Богородице, которое помогает молиться. И жить!
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен