Новый Афон в Абхазии неспроста носит славное имя великой греческой монашеской горы. В конце девятнадцатого века иноки русского Афонского Пантелеймонова монастыря, опасаясь закрытия обители, ходатайствовали перед царем о выделении «уголка земли для устройства скита». В ответ монахам предоставили возможность самим выбрать на Черноморском побережье Кавказа место для будущей обители.
Выбор пал на гору, которая по очертаниям напоминала Афонскую. К тому же здесь, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Братия дружно взялась за непростое дело. Чтобы выровнять склон, расчистить площадку для строительства, предстояло убрать часть горы и вывезти многие тонны камней. Монахи валили деревья, засыпали пропасти и ровняли скалы. В немыслимо короткие сроки было расчищено плато и заложены фундаменты сразу нескольких церквей.
Монастырь рос на глазах, богател и поражал своим размахом. К вершине горы, которая усвоила имя Афонская, была проложена канатная дорога. На берегу моря монахи устроили грузопассажирскую пристань. От пристани к воротам обители вела каменная мощеная дорога. Поднимаясь по ней, путники любовались монастырскими садами и оранжереями.
В долине реки Пцырха монахи разбили парк, в прудах разводили зеркальных карпов. На Пцырхе устроили одну из первых в России гидроэлектростанций, искусственный водопад, которой использовался к тому же как холодильник – густые струи скрывали от солнца пещеру, и лед не таял в ней все лето. В монастыре была своя железная дорога. Паровоз, подаренный императором, доставлял с гор ценную древесину.
Монастырь полностью обеспечивал себя. Здесь были многочисленные мастерские, в том числе переплетная, часовая, кожевенная, позолотная. Конезавод использовал и укреплял кавказские традиции коневодства. Мед с Ново-афонских пасек славился повсюду. В садах обители созревали не только персики и виноград, но и оливки, лимоны, апельсины и даже бананы.
Из всех храмов монастыря всегда выделялся собор целителя Пантелеимона. Этот храм был и остается крупнейшим в Абхазии – простираясь на 53 метра в длину и 33 в ширину, он возвышается на сорок метров над землей. Но не размерами своими он славится, а богатой росписью стен. Голубые, золотистые и коричневые тона фресок поражают своей насыщенностью и глубиной. Манера росписи уникальна – это один из последних образцов предреволюционной русской иконописной школы.
Ново-Афонский монастырь всегда щедро делился своим богатством – как духовным, так и материальным. Здесь не только охотно принимали паломников, но и оказывали помощь всем нуждающимся.
После потрясений двадцатого века в Новом Афоне не найдешь былой роскоши. Но обитель восстанавливается, монахи трудятся и молятся – даст Бог, вернется и благоденствие.
Боголюбово, Владимирская область. Храм Покрова на Нерли
Золотое кольцо России — всемирно известный туристический маршрут. Путешествуя по нему, непременно стоит посетить церковь Покрова Пресвятой Богородицы близ посёлка Боголюбово в двенадцати километрах от Владимира. Этот храм — один из самых древних в стране. Он был построен в двенадцатом веке по велению благоверного князя Андрея Боголюбского.
Стройное белокаменное здание, увенчанное единственным куполом и украшенное изящной резьбой, считается совершенством архитектурного искусства. Церковь стоит среди заливных лугов в излучине реки Нерль, и потому носит поэтичное название — Покрова на Нерли.
Строительство храма благоверный князь Андрей начал после успешного военного похода в Волжскую Булгарию. Это государство располагалось на территории современного Татарстана и вело непрестанное противостояние с Владимирским княжеством за смежные территории. После жестоких сражений Андрею Боголюбскому удалось заключить с булгарами соглашение. Противники обязались выплачивать дань и больше не досаждать Руси набегами. Но в том в успешном походе был смертельно ранен сын благоверного князя — Изяслав Андреевич. Ради его молитвенной памяти и возвёл отец белокаменную церковь.
Церковь на Нерли стала первой на Руси, освященной в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник Андрей Боголюбский учредил в 1164 году. Белокаменный храм стал проповедью благоверного князя о милости Божией Матери.
Храм Покрова на Нерли прекрасен весной, когда стоит на небольшом острове среди затопленных половодьем пойменных лугов. И осенью, когда деревья вокруг загораются золотом и багрянцем. И зимой, на фоне бескрайних снегов.
А летом под древними сводами совершаются богослужения. Идёшь поутру из Боголюбова на литургию и видишь, как стройный силуэт церкви Покрова на Нерли светится белой свечой в тумане. И забываешь, какой век на дворе!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Ачаирский женский монастырь во имя Животворящего Креста Господня (Омская область)
Ачаирский женский монастырь в честь Животворящего Креста Господня расположен в пятидесяти километрах к югу от Омска. Обитель стоит на реке Иртыш, в старинном селе Ачаир. Оно было основано в 1720 году как русский казачий форпост. В конце девятнадцатого века благочестивая вдова Марина Махалова организовала здесь сестрическую общину. Несколько женщин вместе вели хозяйство, молились и читали Священное Писание.
В 1902 году в Ачаире побывал праведный Иоанн Кронштадский. Он призвал подвижниц строить церковь. По благословению пастыря местный казак Михаил Бубеннов пожертвовал сёстрам землю, на которой вскоре возвели храм. 23 мая 1903 года его освятили во имя Архангела Михаила. Женская община получила статус общежительного Михаило-Архангельского монастыря.
Насельницы занимались рукоделием, выращивали хлеб и овощи, держали коров и овец. Революция 1917 года прервала тихие монашеские будни, наполненные трудом и молитвой. Новая власть конфисковала имущество сестёр, а Михаило-Архангельский храм был разрушен.
На территории обители безбожники устроили исправительно-трудовой лагерь. Здесь одновременно содержалось до тысячи заключённых, многие из которых оказались в неволе безвинно. Люди жили в бараках, продуваемых ветрами. Они не имели тёплой одежды и скудно питались. Узники умирали от холода, голода и болезней.
Лагерь закрыли после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Бараки сровняли с землей. Территория стала принадлежать зверосовхозу. В 1991 году Омский митрополит Феодосий обратился к директору этого предприятия с просьбой выделить два метра земли, чтобы установить крест в память всех мучеников, принявших смерть в колонии. В ответ на эту просьбу Церкви выделили тридцать восемь гектаров на восстановление православной обители. 26 октября 1992 года состоялось торжественное богослужение, с которого началось строительство женского монастыря. На этот раз его посвятили Животворящему Кресту Господню.
Сегодня на территории обители семь храмов, пять часовен, монашеские корпуса и гостиница для паломников. Сестры, как их предшественницы встарь, обрабатывают землю и занимаются животноводством. На монастырском дворе бьёт источник минеральной воды. Она здесь удивительная — даже в лютые морозы сохраняет температуру тридцать шесть и шесть десятых градуса. Родник освящён и рядом с ним обустроена купель. Паломники приезжают издалека, чтобы окунуться в источник. И есть немало свидетельств об исцелениях!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Подарим Варе и другим особенным детям возможность совершать новые победы над болезнью

Варе четыре года. Она подопечная Елизаветинского детского сада. Находится он в Москве, на территории Марфо-Мариинского монастыря. Здесь бесплатно помогают таким же особенным детям, как и Варя. У девочки несколько диагнозов, которые мешают ей развиваться. Ещё недавно она жила в своём особенном мире, где единственным другом для неё был плюшевый музыкальный заяц. Без него — ни шагу. Варя не понимала, чего от неё хотят взрослые, не играла с другими детьми и ела только из бутылочки. Её мама смотрела на это с горечью в сердце, думая, что так будет всегда... Однако Елизаветинский детский сад подарил семье надежду на добрые перемены.
День за днём, под чутким руководством педагогов и терапевтов, Варя начала меняться. Стала узнавать воспитателей и улыбаться им. У неё появились другие любимые игрушки, и верный плюшевый зайчик наконец-то смог отдохнуть. Варя полюбила рисовать. Оставлять на большом листе бумаги яркие отпечатки своей ладони и смотреть, как краска создаёт причудливые узоры. А ещё у девочки появилось желание общаться. Она играет с другими ребятами, ест с ними за одним столом и не боится быть в центре внимания.
Эта история — не про болезнь. Она про надежду. Про то, что есть люди, готовые помочь и есть места, где можно обрести поддержку и шанс на развитие. Одно из таких мест — Елизаветинский детский сад.
Поддержим этот благотворительный проект и его подопечных. Пусть в жизни Вари и других ребят с инвалидностью будет возможность развиваться и добиваться новых побед!
Чтобы совершить любой посильный перевод, переходите на сайт Елизаветинского детского сада.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











