— Просто поразительно! Вы посмотрите на эту картину — как изменилась Кострома с середины девятнадцатого века! Сколько раз бывала в этом музее, и в первый раз заметила такое яркое свидетельство о городском прошлом.
— Это вы мне?
— Конечно. Здравствуйте! Меня Людмила Сергеевна зовут.
— Очень приятно, а я Андрей Борисович. Понимаю вас. Контраст между пейзажем Никанора Чернецова «Вид Ипатьевского монастыря» и современной панорамой этих мест в самом деле впечатляет. На картине нет ни современной застройки, ни мостов.
— А вы можете найти на картине, как на карте, где мы сейчас находимся?
— Попробую. Значит, слева художник изобразил монастырь. Вдали виднеется храм Спаса на Запрудне. На правом берегу — Кремль. Думаю, наше нынешнее местоположение — где-то за его стенами. Но только здания Романовского музея, в котором мы с вами находимся, тогда ещё не было.
— Правда? А когда его построили?
— В 1913 году, к трёхсотлетию правления Романовых. Двухэтажный особняк в стиле древних русских теремов предназначался для хранения экспонатов, связанных с историей царской династии. Он входил в комплекс, представляющий Кострому как колыбель дома Романовых.
— А я слышала, что колыбелью дома Романовых называют Ипатьевский монастырь...
— Да, именно эта обитель была истоком новой царской династии и подарила свой статус городу.
— Это связано с тем, что монастырь основал кто-то из Романовых?
— Нет, основал его влиятельный вельможа Золотой Орды, татарский мурза Чет. Это было ещё в четырнадцатом веке. Чет тяжело болел. Однажды, направляясь в Москву, он остановился на отдых у стрелки рек Волги и Костромы, и увидел во сне Пресвятую Богородицу и священномученика Ипатия. Очнулся в добром здравии. В благодарность за исцеление построил на месте чуда храм, вокруг которого и образовался монастырь.
— А про Чета ещё что-нибудь известно?
— Татарский вельможа принял Крещение с именем Захария. В его роду в пятом поколении родились два брата — Фёдор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Они стали родоначальниками знаменитых дворянских родов Сабуровых и Годуновых. Представители этих фамилий на протяжении столетий оставались попечителями Ипатьевского монастыря.
— А причём же здесь Романовы?
— В годы Смутного времени семнадцатого века в Ипатьевском монастыре скрывался от преследования поляков-интервентов шестнадцатилетний боярин Михаил Романов. В 1613 году Земский собор в Москве избрал этого юношу из древнего рода на царство. Сюда, в Кострому прибыло Великое посольство, чтобы известить Михаила о воле народа. И вскоре юный Романов взошёл на Престол. С тех пор ни он, ни его потомки не оставляли попечения о Костромской обители. По указу Михаила Фёдоровича Романова монастырь обнесли высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями. Видите, как эффектно выглядят они на картине Никанора Чернецова?
— Соглашусь. Смотрела бы и смотрела. Спасибо художнику — он так тщательно выписал каждую деталь на картине.
— Вы верно заметили — Никанор Чернецов и его брат Григорий, тоже художник, были прилежными документалистами. Они постарались оставить свидетельство о России в пейзажных зарисовках почти фотографической точности. Ещё в молодости братья совершили путешествие по Волге, и плодом странствия стали многочисленные этюды. На основе тех набросков Никанор Григорьевич уже в зрелом возрасте, в 1859 году, написал картину, которую мы с вами видим перед собой.
— Интересно получается — стоишь в музее перед картиной, и в то же время переносишься и в пространстве, и во времени. И так светло на душе!
— Есть художественные полотна, в которых мгновения отечественной истории подсвечены любовью художника к Родине. Созерцать их и отрадно, и поучительно. «Вид Ипатьевского монастыря» Никанора Чернецова — как раз из этого ряда.
«Картину Никанора Чернецова „Вид Ипатьевского монастыря“ можно увидеть в Романовском музее Костромского государственного историко-архитектурного и художественного заповедника».
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.