1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Древние монахи жили отдельно друг от друга, то есть не в одном общем здании, а в небольших домиках, которые располагались на достаточном расстоянии один от другого. В качестве монашеского жилища могли выступать и пещеры, но и они не соседствовали друг с другом. В некоторых современных монастырях тоже можно увидеть нечто подобное, особенно же часто такое устройство монашеской жизни встречается на Афоне. Существует несколько причин, по которым монахи так или иначе, но стремятся к уединению, основная из них выражена апостолом Павлом в этом отрывке Первого послания к Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Не случайно апостол на первое место ставит призыв «вникать в себя», без познания самого себя, без осознания своего состояния невозможно и постижение христианского учения. А для того, чтобы познать себя необходимо время, тишина и сведение к минимуму всех внешних впечатлений. Именно поэтому один из учителей монашества — преподобный Арсений Великий — в свое время сказал замечательную фразу: «Сиди в келье твоей, и та всему (хорошему) тебя научит».
Но такое уединенное пребывание в келье, конечно, доступно далеко не всем, это удел абсолютного меньшинства, поэтому возникает вполне закономерный вопрос о том, каким образом может исполнить слова апостола самый обычный христианин, который живет в современном мире и который вынужден быть социально активным большую часть своего времени. На этот вопрос дал ответ святитель Феофан Затворник. В своем комментарии на слова апостола Павла он указал, что то греческое слово, которое и в русском, и в церковнославянском языках переведено как «внимай» в словосочетании «внимай себе» имеет характер понуждения, его можно перевести и как «налегай на себя», то есть, как написал святитель Феофан, «не жалей труда, нудь себя на жизнь примерную». А еще святитель упомянул, что используемое апостолом слово «указывает и на воодушевление к терпеливому труду и усилиям». Получается, что здесь речь идет не только о познании самого себя, но и о том, чтобы понуждать себя к исполнению Христовых заповедей и к жизни по вере, а это доступно абсолютно любому человеку, в любом месте и в любое время. Следствием такого понуждения станет возможность исполнить и вторую часть призыва апостола, то есть познание христианского учения во всей его полноте. Святитель Феофан не был единственным из тех, кто прочитывал слова Павла таким образом, к примеру, о том, что уединение не является безусловно необходимым для христианского делания, писал и преподобный Амвросий Оптинский: «Касательно кельи: иметь оную или не иметь, тревожащие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вражеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силён Господь устроить это, а неполезного добиваться не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же с своей стороны должны твердо помнить Апостольское слово: „любящим Бога всё содействует ко благу“ (Рим. 8:28)».
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Пастырь добрый»
В этом выпуске личными историями о священниках, которые всю свою жизнь положили на служение Богу и пастве, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Наталья Лангаммер, Марина Борисова, а также наш гость — клирик Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Светлые истории