— Добрый день! Покажите мне, пожалуйста, карманные календарики.
— Пожалуйста, выбирайте — котята в корзинке, розы. Или вот хороший вариант: красивый человек в короне и царском плаще стучится в дом. Наверное, какой-нибудь символ богатства в Новом году.
— Это репродукция картины английского художника Уильяма Ханта «Светоч мира». И изображён на ней не просто человек, а Богочеловек, Иисус Христос. Присмотритесь, корона на Его голове — одновременно терновый венец. Такой же венок из колючек на Иисуса надели перед Его Распятием. Так что перед нами не символ Нового года, а образ Бога.
— А что это за дом, в который Иисус стучится?
— Уильям Хант подразумевал в своей работе, что Спаситель стучится в сердце каждого человека.
— Сомневаюсь, что каждого. Я, например, столько глупостей наделала в жизни, что Бог вряд ли ко мне постучит.
— От таких сомнений трудно избавиться, но они напрасны. Все люди без исключения в равной степени ценны для Создателя. Посмотрите на картину «Светоч мира» — Христос стоит у двери, которую не открывали много лет, она заросла бурьяном. И всё-таки Господь надеется, что сможет войти внутрь.
— Почему же Иисус сам не войдёт, чтобы сделать человека счастливым? Ведь Он всемогущий!
— Господь дал человеку свободную волю, и не нарушает её. Уильям Хант напоминает об этом в своём произведении. Видите — на двери нет ручки, она открывается только изнутри.
— Надо же, насколько всё символично! А что означает фонарь в руке у Христа?
— В одном из библейских псалмов израильский царь Давид говорит Богу: «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей». Эти слова и взял за основу Хант, изобразив в левой руке Спасителя лампаду. Обращение к Богу делает жизнь светлее, разгоняет тьму заблуждений и уныния.
— А где картина Уильяма Ханта находится сейчас? Её можно увидеть вживую?
— Да, это реально, причём в двух местах.
— В двух? Но как такое возможно?
— Когда в 1854 году Уильям Хант написал картину «Светоч мира», её купил Томас Комб — английский меценат, сродни нашим Павлу Третьякову или Савве Мамонтову. После смерти Томаса его жена подарила полотно Кейбл-колледжу в Оксфорде. Картину поместили в часовне, как икону. Там она висит и поныне. Но существует также копия, которую Хант создал в 1904 году — этот экземпляр находится сейчас в соборе апостола Павла в Лондоне.
— Может быть, когда-нибудь удастся туда поехать! А сейчас я рада, что открыла для себя картину «Светоч мира», пусть пока в репродукции. Картина меня тронула.
— Английский поэт Джон Рёскин назвал работу Уильяма Ханта проповедью на холсте. Как подлинная проповедь, картина «Светоч мира» помогает воспринять Благую весть о Христе. Нужно лишь внимательно рассмотреть все детали изображения и прислушаться к своему сердцу.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема