— Добрый день! Покажите мне, пожалуйста, карманные календарики.
— Пожалуйста, выбирайте — котята в корзинке, розы. Или вот хороший вариант: красивый человек в короне и царском плаще стучится в дом. Наверное, какой-нибудь символ богатства в Новом году.
— Это репродукция картины английского художника Уильяма Ханта «Светоч мира». И изображён на ней не просто человек, а Богочеловек, Иисус Христос. Присмотритесь, корона на Его голове — одновременно терновый венец. Такой же венок из колючек на Иисуса надели перед Его Распятием. Так что перед нами не символ Нового года, а образ Бога.
— А что это за дом, в который Иисус стучится?
— Уильям Хант подразумевал в своей работе, что Спаситель стучится в сердце каждого человека.
— Сомневаюсь, что каждого. Я, например, столько глупостей наделала в жизни, что Бог вряд ли ко мне постучит.
— От таких сомнений трудно избавиться, но они напрасны. Все люди без исключения в равной степени ценны для Создателя. Посмотрите на картину «Светоч мира» — Христос стоит у двери, которую не открывали много лет, она заросла бурьяном. И всё-таки Господь надеется, что сможет войти внутрь.
— Почему же Иисус сам не войдёт, чтобы сделать человека счастливым? Ведь Он всемогущий!
— Господь дал человеку свободную волю, и не нарушает её. Уильям Хант напоминает об этом в своём произведении. Видите — на двери нет ручки, она открывается только изнутри.
— Надо же, насколько всё символично! А что означает фонарь в руке у Христа?
— В одном из библейских псалмов израильский царь Давид говорит Богу: «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей». Эти слова и взял за основу Хант, изобразив в левой руке Спасителя лампаду. Обращение к Богу делает жизнь светлее, разгоняет тьму заблуждений и уныния.
— А где картина Уильяма Ханта находится сейчас? Её можно увидеть вживую?
— Да, это реально, причём в двух местах.
— В двух? Но как такое возможно?
— Когда в 1854 году Уильям Хант написал картину «Светоч мира», её купил Томас Комб — английский меценат, сродни нашим Павлу Третьякову или Савве Мамонтову. После смерти Томаса его жена подарила полотно Кейбл-колледжу в Оксфорде. Картину поместили в часовне, как икону. Там она висит и поныне. Но существует также копия, которую Хант создал в 1904 году — этот экземпляр находится сейчас в соборе апостола Павла в Лондоне.
— Может быть, когда-нибудь удастся туда поехать! А сейчас я рада, что открыла для себя картину «Светоч мира», пусть пока в репродукции. Картина меня тронула.
— Английский поэт Джон Рёскин назвал работу Уильяма Ханта проповедью на холсте. Как подлинная проповедь, картина «Светоч мира» помогает воспринять Благую весть о Христе. Нужно лишь внимательно рассмотреть все детали изображения и прислушаться к своему сердцу.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
4 мая. О событиях этого дня, описанных в Евангелии
Сегодня 4 мая. Великая суббота.
О событиях этого дня, описанных в Евангелии, — протоиерей Константин Харитонов.