— Этюд Ивана Айвазовского «Море. Коктебель» притягивает вас, Маргарита Константиновна, как магнит. Вы в этот зал Феодосийской галереи уже в четвёртый раз возвращаетесь.
— Да, Андрей Борисович, не могу налюбоваться. Этюд и тревожит меня, и утешает одновременно. Пытаюсь понять, в чём его загадка.
— Ну, тревожит, возможно, потому, что напоминает, как мы с вами в шторм попали. Помните, когда рыбак в маленьком поселке нам в своей лодке любезно разрешил покататься, и внезапно буря началась?
— И вправду очень похоже! Так же солнце садилось за Кара-Даг, последние лучи озаряли сумерки. И странно было видеть в тающем свете весь спектр цветов, всю радужную палитру. Небо в зените ещё оставалось нежно голубым. Синие глубины моря вскипали пеной, золотой от солнца. Горные отроги в оранжевом ореоле заката казались фиолетовыми. Всё как на этой картине!
— И наша лодка, терпящая бедствие в ста метрах от берега — совсем как парусник у Айвазовского.
— Вот вы смеётесь, Андрей Борисович, а мне и сейчас не по себе, как вспомню. До сих пор удивляюсь, как мы не перевернулись. Так горячо я, наверное, ещё никогда не молилась.
— Да, в минуту опасности вспоминаешь о Боге.
— Пожалуй. Но тут я испытала парадоксальное чувство. Одновременно и страх разбиться о скалы и... радость. В мощи и красоте волнующейся воды мне вдруг открылось присутствие Творца, душа трепетала. Я и просила помощи у Бога, и славила Его.
— Как сказал царь Давид в сто третьем псалме: «Господи Боже мой, безмерно величие Твоё! Одеваешься Ты светом, словно ризою, простираешь небо, как шатёр кожаный. Покрываешь водами высоты Свои, на облаках совершаешь восхождение Своё, шествуешь на крыльях ветра».
— Вот и картина Ивана Айвазовского «Море. Коктебель» свидетельствует о том, как в сотворённой Богом природе открывается Его величие.
— А ещё о способности верующего человека доверять Творцу в самые грозные моменты своей жизни. Бушующие волны в этюде Айвазовского символизируют невзгоды, которые нам выпадают, а радужная палитра картины — словно весть о том, что Христос рядом, и Он не даст погибнуть. Как бы ни трепало нас житейское море, стоит постараться увидеть за испытаниями благой Промысл.
— Не сомневаюсь, что художник верил в Бога!
— Верил, причём с детства. Айвазовский родился в набожной семье, всю жизнь был прихожанином старейшей армянской церкви Феодосии. В храме Сурб Саркис, то есть святого Сергия, Ивана крестили младенцем, в нем он венчался со своей женой Анной. Там же художника и отпевали. И похоронен Айвазовский в церковной ограде.
— Андрей Борисович, а давайте сходим к нему на могилу?
— Непременно, Маргарита Константиновна. Сегодня же почтим память художника, создавшего картину «Море. Коктебель» — живописный псалом, славящий Бога.
«Картину Ивана Айвазовского „Море. Коктебель“ можно увидеть в Феодосийской картинной галерее».
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.