— Смотри, дорогая, — Смольный монастырь на картине Айвазовского. Надо же — зашли в Феодосийскую картинную галерею и увидели место, где будет учиться наша Леночка.
— Ну что ты, Саш. При чем тут монастырь? Она в Санкт-Петербургский государственный университет поступила.
— Так в бывших монастырских помещениях её факультет и размещается.
— Не может быть!
— Не веришь мне — давай спросим кого-нибудь. Вот мужчина явно образованный. Простите, вы, случайно, не в курсе, что сейчас находится в здании Смольного монастыря в Питере?
— Я? В курсе. Там расположились несколько факультетов госуниверситета — одного из старейших образовательных центров в России.
— Вот туда наша дочка и поступила. Мы сами-то из Перми. А здесь, в Феодосии, отдыхаем. Зашли вот посмотреть бушующее море Айвазовского в подлинниках.
— И оказалось, что он не только море рисовал! Не могу налюбоваться на храм в золотых рассветных лучах на картине «Смольный монастырь!». Неужели и в нём теперь тоже учебные аудитории?
— К счастью, нет. Хотя собор Воскресения Христова, ставший смысловым центром полотна Айвазовского, немало пострадал в годы советской власти, но с 2009 года под его сводами вновь совершаются богослужения.
— Он, наверное, очень древний?
— Всё относительно. Картине, перед которой мы стоим, он почти ровесник. Айвазовский написал этот пейзаж в 1849 году, а Смольный собор достроили в 1835-ом.
— Достроили? То есть, заложен он был раньше?
— Гораздо раньше! У Смольного монастыря непростая история. Императрица Елизавета Петровна пожелала основать на берегах Невы женскую обитель, чтобы принять там постриг в старости. В 1749 году придворный архитектор Растрелли разработал проект, рабочие приступили к возведению храма и келейных корпусов. Но вскоре началась семилетняя война с Пруссией, строительство пришлось заморозить. Возобновили его только в 1762-ом, уже при Екатерине.
— А ведь она не жаловала монастыри!
— При Смольном царица учредила институт благородных девиц. Она поручила инокиням заниматься воспитанием девочек, но потом сочла эту идею неудачной, объявила, что монастырь не имеет будущности и упразднила его. И собор при Екатерине так и не достроили. Многие годы он стоял неотделанным, подвалы оказались затоплены водой, трещины на сводах грозили обрушениями. Только при Николае Первом храм обрёл законченные формы, был украшен, в нём зазвучали молитвы. И монастырь возобновили тогда же, в середине девятнадцатого века.
— Представляю, как горько было горожанам много лет видеть недостроенный собор.
— Но как они, должно быть, обрадовались, когда в храме начались службы! Мне кажется, это даже на картине Айвазовского отразилось.
— Так и есть. Как человек глубоко верующий, Айвазовский сочувствовал непростой судьбе обители. В то время, когда собор ожил, художник по личным причинам часто бывал в Петербурге. Так, в 1847 году он стал профессором Санкт-Петербургской академии художеств. А еще год спустя женился на Юлии Гревс, которая желала жить исключительно в северной столице. Иван Константинович воочию наблюдал добрые перемены в истории монастыря и запечатлел на картине своё отношение к ним.
— Но как возможно выразить отношение к чему-либо на холсте?
— Хотя бы с помощью символов. Художник использовал такие говорящие детали, как рассвет над собором, корабль с парусами, золотыми от солнца. В эмоциональной насыщенности и состоит ценность картины «Смольный монастырь». Пусть по сравнению с монументальными полотнами Айвазовского небольшой этюд выглядит скромно, он дышит радостью и надеждой.
«Картину Ивана Айвазовского „Смольный монастырь“ можно увидеть в Феодосийской картинной галерее».
«Архивы уполномоченных по делам религий в СССР». Петр Чистяков
Гостем программы «Светлый вечер» был доцент Института истории религий и духовной культуры РГГУ Петр Чистяков.
Разговор шел о том, как изучение архивов уполномоченных по делам религий в СССР раскрывает интересные стороны жизни Русской Церкви в ХХ-м веке.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных теме изучения различных аспектов религиозной жизни в период Советского Союза.
Первая беседа с доктором исторических наук Алексеем Федотовым была посвящена изучению региональной истории (эфир 05.01.2026)
Вторая беседа с Ксенией Сергазиной и Петром Чистяковым была посвящена особенностям изучения религии в светских ВУЗах (эфир 06.01.2026)
Третья беседа с Еленой Воронцовой и Петром Чистяковым была посвящена народным церковным традициям (эфир 07.01.2026)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«К 100-летию митрополита Питирима (Нечаева)». Иеромонах Пафнутий (Попов)
Гостем программы «Светлый вечер» был насельник Иосифо-Волоцкого мужского монастыря архимандрит Пафнутий (Попов).
В день 100-летия со дня рождения митрополита Питирима (Нечаева) наш гость поделиться своими воспоминаниями об этом выдающемся иерархе Русской Православной Церкви, о личном общении с ним, и какой след это оставило в жизни.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Новодевичий ставропигиальный женский монастырь. Возрождение обители
Новодевичий Ставропигиальный женский монастырь в Москве, наверное, знают все. Его ажурные башни, надвратные церкви, в стиле нарышкинского барокко, могучий Смоленский Собор поражают своим торжественным видом. Но немногие в наши дни знают о том, какими трудами, чьими заботами этот монастырь был возрожден для монашеской жизни и встречи несметного числа туристов и паломников. О том, как после лихолетий восстал Новодевичий монастырь, чьими усилиями и молитвами осуществляется его реставрация, подготовка к 500-летию монастыря, о первой настоятельнице обители Игумении Серафиме Черной, о первых насельницах, о детях и учителях Воскресной школы, наша программа.











Все выпуски программы Места и люди











