— Село Овсище — славные названия встречаются в Тверской области! Ой, Андрей Борисович, смотрите, какой интересный особняк — треугольный фронтон, круглые колонны! Давайте остановимся?
— Да, здесь стоит прогуляться.
— Увидеть старинную деревянную усадьбу в наше время — большая удача! Надо полагать, здание восемнадцатого века. Вот только место для неё не совсем подходящее — возле трассы. Наверное, дорогу здесь позднее проложили.
— Какое тонкое чутьё у вас, Маргарита Константиновна. Особняк этот действительно восемнадцатого столетия, и место здесь для него не родное. Он был частью имения помещиков Милюковых в живописнейшем месте, на восточном берегу озера Молдино — это тоже в Тверской области, километров тридцать отсюда. Усадьба называлась «Островки». А в Овсище её перевезли в конце двадцатых годов двадцатого века.
— И ведь, наверное, даже фотографий не сохранилось, на которых этот великолепный дом смотрится в озеро!
— Насчёт фотографий не знаю, а вот картину сейчас попробую показать вам. Надеюсь, интернет позволит мне её загрузить. Отлично, получилось! Любуйтесь!
— Великолепный пейзаж! Наивный, трогательный и при этом фотографически подробный. Деревья отражаются в озёрной глади, берега заросли осокой и кувшинками, лодка мягко скользит по воде. Мальчик на мостках снял рубашонку — купаться собирается. А на противоположной стороне — та самая усадьба, мимо которой мы не смогли проехать. Легко узнаётся! Кто же автор этой работы?
— Григорий Сорока, крепостной Николая Петровича Милюкова.
— Но судя по уровню владения кистью, художник, наверное, получил вольную и учился в Академии художеств?
— Представьте себе — нет! Милюков был убежденным сторонником крепостного права. И Григорий Сорока всю свою жизнь прожил в неволе.
— Неужели он самостоятельно смог развить свой талант?
— У него был замечательный учитель — сосед Милюкова по поместью, Алексей Гаврилович Веницианов. Будучи членом Императорской академии художеств, он организовал у себя в усадьбе художественную школу для талантливых мальчиков из бедных семей. Николай Милюков счёл возможным отдать туда своего крепостного Григория Сороку, когда тому уже исполнилось девятнадцать лет.
— Так Сорока учился у Венецианова! Вот откуда у него такое чуткое восприятие света и тени и при этом сдержанный, колорит. А ещё на этой картине как будто запечатлена тихая радость. Она дышит покоем.
— Удивляться тут в принципе, нечему. Вид на усадьбу «Островки» написан в 1846 году — это время учебы у Венецианова, самое счастливое в жизни Сороки! Душа Григория дышала благодарностью — и доброму учителю, и Богу. Это благодатное состояние отражалось в творчестве. Как сказал искусствовед Григорий Островский, на полотнах Григория Сороки того периода «не быт, но бытие, не миг, но вечность».
— Андрей Борисович, а вы, случайно, не знаете, где сейчас хранится картина «Вид на усадьбу Островки»?
— Знаю, Маргарита Константиновна! В Тверской картинной галерее.
— Так это же меньше двухсот километров отсюда. Неужели мы туда не заедем?
— Конечно, заедем, раз нам представилась возможность взглянуть, как вечность отразилась в живописи крепостного художника Григория Сороки!
«Картину Григория Сороки «Вид на усадьбу „Островки“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







