— Село Овсище — славные названия встречаются в Тверской области! Ой, Андрей Борисович, смотрите, какой интересный особняк — треугольный фронтон, круглые колонны! Давайте остановимся?
— Да, здесь стоит прогуляться.
— Увидеть старинную деревянную усадьбу в наше время — большая удача! Надо полагать, здание восемнадцатого века. Вот только место для неё не совсем подходящее — возле трассы. Наверное, дорогу здесь позднее проложили.
— Какое тонкое чутьё у вас, Маргарита Константиновна. Особняк этот действительно восемнадцатого столетия, и место здесь для него не родное. Он был частью имения помещиков Милюковых в живописнейшем месте, на восточном берегу озера Молдино — это тоже в Тверской области, километров тридцать отсюда. Усадьба называлась «Островки». А в Овсище её перевезли в конце двадцатых годов двадцатого века.
— И ведь, наверное, даже фотографий не сохранилось, на которых этот великолепный дом смотрится в озеро!
— Насчёт фотографий не знаю, а вот картину сейчас попробую показать вам. Надеюсь, интернет позволит мне её загрузить. Отлично, получилось! Любуйтесь!
— Великолепный пейзаж! Наивный, трогательный и при этом фотографически подробный. Деревья отражаются в озёрной глади, берега заросли осокой и кувшинками, лодка мягко скользит по воде. Мальчик на мостках снял рубашонку — купаться собирается. А на противоположной стороне — та самая усадьба, мимо которой мы не смогли проехать. Легко узнаётся! Кто же автор этой работы?
— Григорий Сорока, крепостной Николая Петровича Милюкова.
— Но судя по уровню владения кистью, художник, наверное, получил вольную и учился в Академии художеств?
— Представьте себе — нет! Милюков был убежденным сторонником крепостного права. И Григорий Сорока всю свою жизнь прожил в неволе.
— Неужели он самостоятельно смог развить свой талант?
— У него был замечательный учитель — сосед Милюкова по поместью, Алексей Гаврилович Веницианов. Будучи членом Императорской академии художеств, он организовал у себя в усадьбе художественную школу для талантливых мальчиков из бедных семей. Николай Милюков счёл возможным отдать туда своего крепостного Григория Сороку, когда тому уже исполнилось девятнадцать лет.
— Так Сорока учился у Венецианова! Вот откуда у него такое чуткое восприятие света и тени и при этом сдержанный, колорит. А ещё на этой картине как будто запечатлена тихая радость. Она дышит покоем.
— Удивляться тут в принципе, нечему. Вид на усадьбу «Островки» написан в 1846 году — это время учебы у Венецианова, самое счастливое в жизни Сороки! Душа Григория дышала благодарностью — и доброму учителю, и Богу. Это благодатное состояние отражалось в творчестве. Как сказал искусствовед Григорий Островский, на полотнах Григория Сороки того периода «не быт, но бытие, не миг, но вечность».
— Андрей Борисович, а вы, случайно, не знаете, где сейчас хранится картина «Вид на усадьбу Островки»?
— Знаю, Маргарита Константиновна! В Тверской картинной галерее.
— Так это же меньше двухсот километров отсюда. Неужели мы туда не заедем?
— Конечно, заедем, раз нам представилась возможность взглянуть, как вечность отразилась в живописи крепостного художника Григория Сороки!
«Картину Григория Сороки «Вид на усадьбу „Островки“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема