— Село Овсище — славные названия встречаются в Тверской области! Ой, Андрей Борисович, смотрите, какой интересный особняк — треугольный фронтон, круглые колонны! Давайте остановимся?
— Да, здесь стоит прогуляться.
— Увидеть старинную деревянную усадьбу в наше время — большая удача! Надо полагать, здание восемнадцатого века. Вот только место для неё не совсем подходящее — возле трассы. Наверное, дорогу здесь позднее проложили.
— Какое тонкое чутьё у вас, Маргарита Константиновна. Особняк этот действительно восемнадцатого столетия, и место здесь для него не родное. Он был частью имения помещиков Милюковых в живописнейшем месте, на восточном берегу озера Молдино — это тоже в Тверской области, километров тридцать отсюда. Усадьба называлась «Островки». А в Овсище её перевезли в конце двадцатых годов двадцатого века.
— И ведь, наверное, даже фотографий не сохранилось, на которых этот великолепный дом смотрится в озеро!
— Насчёт фотографий не знаю, а вот картину сейчас попробую показать вам. Надеюсь, интернет позволит мне её загрузить. Отлично, получилось! Любуйтесь!
— Великолепный пейзаж! Наивный, трогательный и при этом фотографически подробный. Деревья отражаются в озёрной глади, берега заросли осокой и кувшинками, лодка мягко скользит по воде. Мальчик на мостках снял рубашонку — купаться собирается. А на противоположной стороне — та самая усадьба, мимо которой мы не смогли проехать. Легко узнаётся! Кто же автор этой работы?
— Григорий Сорока, крепостной Николая Петровича Милюкова.
— Но судя по уровню владения кистью, художник, наверное, получил вольную и учился в Академии художеств?
— Представьте себе — нет! Милюков был убежденным сторонником крепостного права. И Григорий Сорока всю свою жизнь прожил в неволе.
— Неужели он самостоятельно смог развить свой талант?
— У него был замечательный учитель — сосед Милюкова по поместью, Алексей Гаврилович Веницианов. Будучи членом Императорской академии художеств, он организовал у себя в усадьбе художественную школу для талантливых мальчиков из бедных семей. Николай Милюков счёл возможным отдать туда своего крепостного Григория Сороку, когда тому уже исполнилось девятнадцать лет.
— Так Сорока учился у Венецианова! Вот откуда у него такое чуткое восприятие света и тени и при этом сдержанный, колорит. А ещё на этой картине как будто запечатлена тихая радость. Она дышит покоем.
— Удивляться тут в принципе, нечему. Вид на усадьбу «Островки» написан в 1846 году — это время учебы у Венецианова, самое счастливое в жизни Сороки! Душа Григория дышала благодарностью — и доброму учителю, и Богу. Это благодатное состояние отражалось в творчестве. Как сказал искусствовед Григорий Островский, на полотнах Григория Сороки того периода «не быт, но бытие, не миг, но вечность».
— Андрей Борисович, а вы, случайно, не знаете, где сейчас хранится картина «Вид на усадьбу Островки»?
— Знаю, Маргарита Константиновна! В Тверской картинной галерее.
— Так это же меньше двухсот километров отсюда. Неужели мы туда не заедем?
— Конечно, заедем, раз нам представилась возможность взглянуть, как вечность отразилась в живописи крепостного художника Григория Сороки!
«Картину Григория Сороки «Вид на усадьбу „Островки“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»

Самарский фонд просвещения «Вера» больше 5 лет помогает колониям и осуждённым. Его команда проводит для подопечных и сотрудников учреждений духовные беседы, вместе со священниками организует для них богослужения. Также, в рамках проекта «Апрель», фонд развивает в колониях обучение иконописи и помогает запускать там вещание Радио ВЕРА.
Возможность участвовать в церковных таинствах и узнавать о традициях православной веры, знакомство с процессом написания икон — всё это побуждает осуждённых задуматься о важном, направляет их на путь перемен.
Один из подопечных Самарского фонда, Руслан, несколько лет находится в Архангельской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Здесь парень впервые открыл для себя веру в Бога и захотел научиться жить иначе. Сегодня он ходит в местный храм, продолжает знакомство с православием и помогает священнику во время богослужений. Не так давно Руслан сам написал икону Божией Матери, как сумел. Но теперь у него будет возможность профессионально освоить иконописное мастерство и создавать святые образы уже по всем церковным правилам. Благодаря Самарскому фонду просвещения «Вера» парень присоединился к обучающей программе. Ему предоставили нужные материалы и планшет, на котором он смотрит уроки, подготовленные иконописной школой.
Руслан задумывается о том, чтобы в будущем связать жизнь с Церковью. А пока он проходит сложный путь трансформации. И на этом этапе его поддерживают в том числе программы Радио ВЕРА. Они зазвучали в Архангельской воспитательной колонии тоже с помощью Самарского фонда.
Вы можете поддержать его тюремное служение и людей в местах лишения свободы. Для этого переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта «Апрель».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые ветхозаветные праведники». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о третьем сыне Адама и Евы — Сифе, о его потомке Енохе, взятом живым на Небо, а также о других праведниках, живших до потопа.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Третья беседа была посвящена потомкам Каина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело