
— Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». Дядя Андрей, мне кажется, эту картину мы видели в Русском музее в Петербурге. Её недавно, что ли, переместили сюда, в Серпуховский историко-художественный музей?
— Нет, Паша, в Русском музее произведение «Витязь на распутье» висит по-прежнему. Перед нами другая картина.
— Авторская копия?
— Так нельзя сказать. Сюжету о былинном богатыре Виктор Васнецов посвятил несколько самостоятельных полотен с одним и тем же названием — «Витязь на распутье». Первую картину он представил публике в 1878 году — сейчас эта работа в частной коллекции в Америке. А последнее полотно написал уже после революции — оно хранится в Тбилиси, в музее искусств Грузии.
— Но все эти «Витязи» чем-то отличаются друг от друга?
— Отличаются! То есть, общий антураж один и тот же — поле, усеянное костями, и камень, предвещающий смерть всаднику в кольчуге, если он поедет вперёд. А вот положение героя художник изменял от картины к картине. На самой первой богатырь повёрнут лицом к зрителю. Вариант, который висит перед нами, написан через несколько месяцев, но здесь, видишь, витязь уже изображен в профиль. А полотно в Санкт-Петербурге датировано 1882 годом, и там герой показан спиной.
— А почему Васнецов решил скрыть лицо персонажа?
— Так художник хотел вовлечь зрителя в сюжет картины. Ведь если ты видишь лицо героя, то как будто со стороны наблюдаешь за ним. А оказавшись у персонажа за спиной, смотришь на мир картины его глазами. Как бы сам оказываешься на его месте.
— То есть, художник предлагает мне вслед за витязем прочитать надпись на камне. А сделать-то это у меня и не получается — тут сплошные старинные буквы. Помню только, как в сказках говорилось: «Направо пойдёшь — женату быть, налево пойдёшь — богату быть, прямо пойдёшь — убиту быть». Наверное, и здесь что-то вроде этого.
— Былинный текст художник привёл полностью только в самом раннем варианте картины. На последующих полотнах он оставил лишь концовку, читаю: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».
— Но зачем художник лишил своего героя возможности выбора?
— Васнецов показывает нам, как трудно бывает сделать такой выбор. Посмотри, как на картине тревожно краснеет небо, кружатся вороны, предвещая беду, и белый конь стоит, понурив голову.
— А зачем, дядя Андрей, нагнетать у зрителя тревогу? Лучше бы художник нарисовал витязя победителем!
— Есть у Васнецова и триумфальные картины, где былинные герои представлены в ореоле победы. Взять хотя бы знаменитую работу «Богатыри», символизирующую силу и мощь русского народа. А полотно «Витязь на распутье» показывает, что подвиг никому не даётся легко. Чтобы он состоялся, требуется внутренняя работа, усилие души. Даже Богочеловек Иисус Христос накануне Распятия молился, чтобы страшная участь его миновала. Но принял волю Божию и взошёл на Крест ради спасения людей. И, ты знаешь, Паша, наверное, в той или иной мере подобный трудный выбор хоть раз в жизни совершает каждый человек.
— Как ты, когда девушку защищал от компании хулиганов? Как герой!
— Паша, да ведь дело не в том, чтоб тебя назвали героем. Просто всякий раз, когда перед тобой встаёт вопрос, как поступить, самый лучший ответ — по любви и по совести. Даже если при этом приходится рисковать собой. Виктор Васнецов об этом и хотел нам напомнить своей картиной «Витязь на распутье».
«Картину Виктора Васнецова „Витязь на распутье“ можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее».
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема