Константин Коровин говорил, что в живописи главное — любовь и сердечность. Его этюд «На берегу моря в Крыму» — своего рода признание любви к Гурзуфу. На картине видны горы Дженевез-Кая и вторая дача Антона Павловича Чехова.

— Маргарита Константиновна, а не махнуть ли нам в Крым?
— Какая замечательная идея вас посетила, Андрей Борисович, пока я на кухне хлопотала. Запах вишнёвого пирога вдохновил отправиться на юг?
— Вашим пирогам я рад где угодно! А в Крым захотелось, пока листал альбом Константина Коровина. Вы только взгляните на этот пейзаж! Сказка!
— Да, я тоже очень люблю этюд «На берегу моря в Крыму». От его светлой гаммы в серебристых, жёлтых, розовых тонах веет свежестью, чистотой. А сколько жизни в этой небольшой зарисовке! Горячий воздух колышется, дама пьёт чай на тенистой веранде в кафе у самой кромки берега. И зритель буквально чувствует прохладный морской бриз.
— Да, художник сумел передать атмосферу побережья. Очень живописного, кстати. Интересно, что за местечко? Сможем мы сейчас отыскать его?
— Нет ничего сложного. Это Гурзуф.
— Небольшой посёлок неподалёку от Ялты? Вы уверены?
— Никаких сомнений. Хотя для творческой манеры Коровина характерна условность, схематичность в изображении деталей, пейзаж вполне узнаваем. Видите горы на заднем плане? Это Дженевез-Кая, что в переводе с тюркского означает «Генуэзская скала» — здесь некогда располагалась крепость, построенная генуэзцами. А чуть ближе, на мысе, среди камней, белых от солнечного света — видите? — маленький домик, дача Антона Павловича Чехова.
— Но насколько я помню, дача у Чехова была в Ялте?
— Ялтинская вилла «Белая дача» как магнит притягивала к себе почитателей чеховского таланта. Всякий курортник, едва знакомый с писателем, считал своим долгом его навестить. Постоянные гости мешали Антону Павловичу работать, и он купил маленький домик в Гурзуфе, чтобы иметь возможность уединения. Главным достоинством этого скромного жилища была непосредственная близость к морю и потрясающие виды. Гурзуфский дом, кстати, Чехов хотел подарить Константину Коровину.
— Подарить?
— Именно так. Художник в разговоре с Чеховым признался, что очарован Гурзуфом и хотел бы иметь там дачу. На что Антон Павлович отреагировал с присущей ему щедростью: «Зачем вы будете что-то покупать? Я отдам вам свой домик!».
— И что же Коровин?
— Отказался. Он был слишком щепетилен и деликатен, чтобы принять такой дорогой подарок. Чуть позже Константин Алексеевич сам построил в Гурзуфе неподалеку от побережья великолепный особняк.
— А это здание не видно на гурзуфском этюде?
— Нет, этюд написан в 1909 году, когда дома ещё не было. Вилла появится у Коровина только через год. И многие последующие картины крымского цикла художник напишет на её увитой розами террасе.
— То есть, работу «На берегу моря в Крыму» Коровин создал ещё до того, как пустил корни в Гурзуфе?
— Совершенно верно.
— Значит, можно сказать, что это одно из первых живописных признаний в любви к маленькому крымскому городку.
— Константин Коровин был бы доволен такой рецензией. Он не раз говорил, что в живописи главное — любовь и сердечность. Его картины полны тёплого чувства, и этюд «На берегу моря в Крыму» — не исключение.
— Я бы с удовольствием взглянул на картину в подлиннике.
— Так в чём же дело? Едем в Третьяковскую галерею прямо сейчас!
— Замечательно! А через недельку — в Гурзуф. Любоваться на белые камни Дженевез-Кая, ловить морской бриз и бродить по местам, которые помнят Чехова и Коровина.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







