— Здравствуйте! Позвольте, пожалуйста, поближе взглянуть на художественный альбом Игоря Грабаря из серии «Русские художники двадцатого века». Есть ли в нём репродукция картины «Февральская лазурь»?
— Этот альбом только вчера появился у нас в букинистическом отделе. Давайте вместе посмотрим... Да, есть. Удивительная картина! Берёзы тянутся навстречу солнцу. Стволы деревьев тонут в снегу, а кроны, кажется, уже согрелись и готовы налиться соком. Зимний пейзаж у художника получился... горячим!
— Что действительно было горячим в момент создания картины, так это чувства Игоря Грабаря. А он умел отобразить своё настроение на холсте. Недаром художника называют русским импрессионистом, то есть, приверженцем стиля, в котором главное — передать впечатления. А что до погоды, то мороз стоял знатный. Масляные краски застывали, и Грабарю приходилось работать очень быстро.
— Неужели он на улице писал картину?
— Именно так. Более того, Игорь Эммануилович вырыл яму и две недели каждое утро рисовал, сидя по пояс в снегу.
— А это зачем?
— Выбрать такой ракурс — снизу вверх, художнику подсказала случайность. Он жил зимой 1904 года в Подмосковье, в гостях у друзей. Прогуливаясь в солнечный денёк по тропинке в берёзовой роще, Игорь Эммануилович оступился и упал. Лёжа в снегу, поднял глаза на небо — и обомлел. Как Грабарь позднее писал в воспоминаниях, ему открылось зрелище фантастической красоты. Художник назвал увиденное небывалым праздником лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
— Но я все-таки не понимаю, зачем нужно было рисовать, сидя в сугробе? Ведь красота была повсюду.
— Грабарь занял максимально низкую точку обзора, чтобы охватить взглядом как можно больше небесного пространства, передать всю его палитру, от бледно-бирюзового цвета до ультрамарина. Именно небо художник сделал главным героем своей картины. Оно здесь олицетворяет обновление жизни.
— Обновление жизни... Мне кажется, я его иногда чувствую на Пасху. Идёшь в храм куличи освятить, и на душе светло. Все заботы, все печали куда-то испаряются, и верится, что впереди только хорошее. А иногда праздник почему-то мимо проходит. А так хочется радости, как на картине Игоря Грабаря.
— Чтобы в полную силу откликнуться на Воскресение Христово, христиане постятся, стараются очистить душу. Накануне Великого поста просят друг у друга прощения, оставляя обиды в прошлом. И, кстати, «Февральская лазурь» Игоря Грабаря похожа, скорее, на Прощёное воскресенье. Ведь щедрая прибыль света в конце зимы — это обещание будущего тепла, залог чуда преображения природы. Так и начало поста — радостный старт новой жизни.
— Сколько смыслов может таить в себе зимний пейзаж. Жаль, что у нас есть только маленькая его репродукция в альбоме.
— Картина Игоря Грабаря «Февральская лазурь» хранится в Третьяковской галерее — обязательно приходите её посмотреть. Впечатления от знакомства с подлинником гораздо богаче и ярче.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.