Для создания картины «Февральская лазурь» Игорь Грабарь две недели каждое утро рисовал, сидя по пояс в снегу. Художник хотел охватить взглядом как можно больше небесного пространства, передать всю его палитру. Небо здесь — символ обновления жизни.

— Здравствуйте! Позвольте, пожалуйста, поближе взглянуть на художественный альбом Игоря Грабаря из серии «Русские художники двадцатого века». Есть ли в нём репродукция картины «Февральская лазурь»?
— Этот альбом только вчера появился у нас в букинистическом отделе. Давайте вместе посмотрим... Да, есть. Удивительная картина! Берёзы тянутся навстречу солнцу. Стволы деревьев тонут в снегу, а кроны, кажется, уже согрелись и готовы налиться соком. Зимний пейзаж у художника получился... горячим!
— Что действительно было горячим в момент создания картины, так это чувства Игоря Грабаря. А он умел отобразить своё настроение на холсте. Недаром художника называют русским импрессионистом, то есть, приверженцем стиля, в котором главное — передать впечатления. А что до погоды, то мороз стоял знатный. Масляные краски застывали, и Грабарю приходилось работать очень быстро.
— Неужели он на улице писал картину?
— Именно так. Более того, Игорь Эммануилович вырыл яму и две недели каждое утро рисовал, сидя по пояс в снегу.
— А это зачем?
— Выбрать такой ракурс — снизу вверх, художнику подсказала случайность. Он жил зимой 1904 года в Подмосковье, в гостях у друзей. Прогуливаясь в солнечный денёк по тропинке в берёзовой роще, Игорь Эммануилович оступился и упал. Лёжа в снегу, поднял глаза на небо — и обомлел. Как Грабарь позднее писал в воспоминаниях, ему открылось зрелище фантастической красоты. Художник назвал увиденное небывалым праздником лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
— Но я все-таки не понимаю, зачем нужно было рисовать, сидя в сугробе? Ведь красота была повсюду.
— Грабарь занял максимально низкую точку обзора, чтобы охватить взглядом как можно больше небесного пространства, передать всю его палитру, от бледно-бирюзового цвета до ультрамарина. Именно небо художник сделал главным героем своей картины. Оно здесь олицетворяет обновление жизни.
— Обновление жизни... Мне кажется, я его иногда чувствую на Пасху. Идёшь в храм куличи освятить, и на душе светло. Все заботы, все печали куда-то испаряются, и верится, что впереди только хорошее. А иногда праздник почему-то мимо проходит. А так хочется радости, как на картине Игоря Грабаря.
— Чтобы в полную силу откликнуться на Воскресение Христово, христиане постятся, стараются очистить душу. Накануне Великого поста просят друг у друга прощения, оставляя обиды в прошлом. И, кстати, «Февральская лазурь» Игоря Грабаря похожа, скорее, на Прощёное воскресенье. Ведь щедрая прибыль света в конце зимы — это обещание будущего тепла, залог чуда преображения природы. Так и начало поста — радостный старт новой жизни.
— Сколько смыслов может таить в себе зимний пейзаж. Жаль, что у нас есть только маленькая его репродукция в альбоме.
— Картина Игоря Грабаря «Февральская лазурь» хранится в Третьяковской галерее — обязательно приходите её посмотреть. Впечатления от знакомства с подлинником гораздо богаче и ярче.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема