Картина Василия Поленова «Среди учителей» посвящена моменту из детства Христа. Когда Иисусу было 12 лет, Божия Матерь и Иосиф Обручник взяли Его в Иерусалим на Пасху. На обратном пути, потеряв Иисуса, Богородица нашла Его в Иерусалимском храме.
— Маргарита, Константиновна, картину «Среди учителей» Поленов написал по мотивам Священного писания, я правильно понимаю?
— Правильно, Наташа. Здесь, в Третьяковской галерее представлены несколько картин Евангельского цикла Василия Поленова, и «Среди учителей» — одна из них.
— А я вот смотрю, смотрю, и не могу понять — какой отрывок Евангелия изображён на полотне?
— Это фрагмент о детстве Христа из Евангелия апостола Луки. Когда Иисусу было двенадцать лет, Божия Матерь и Иосиф Обручник взяли Его в Иерусалим на Пасху.
— Да! Родители тогда потеряли Иисуса из вида, и Богородица нашла Его в Иерусалимском храме.
— Верно. Божественный Отрок сидел среди учителей иудейского собрания, задавал им вопросы, сам что-то говорил. И взрослые собеседники изумлялись мудрости и глубине рассуждений мальчика. Именно этот момент запечатлел Поленов.
— Значит, мальчик в белом в центре картины — это Иисус. А кто рядом с Ним?
— Его современники. Поленов начал писать свою картину в Риме в 1895 году, поселившись рядом с еврейским кварталом. Среди его обитателей художник находил нужные типажи, узнавал особенности иудейской традиции. Кроме того, он тщательно изучал историю первого века. Потому так убедительно у живописца и получилось представить жителей Иерусалима евангельских времён. Вот, например, седовласый старец в резном кресле на возвышении — это авторитетный фарисей.
— Фарисей — значит, отрицательный персонаж?
— Вовсе нет. Среди представителей этой иудейской школы были и искренне верующие люди, хранители веры в Единого Бога. Таким был и Никодим — видишь, он сидит у стены за спиной старца.
— Никодим — тот самый, что похоронил Христа после Распятия в своей погребальной пещере?
— Именно он, тайный ученик Спасителя.
— А кто вот этот старик в зелёной одежде, приложивший ладонь к уху?
— Раввин Шимон. Он призывал своих учеников больше молчать и слушать других. Поленов хотел это подчеркнуть, изобразив его с ладонью возле уха.
— А слева внизу какой несимпатичный персонаж.
— А вот это как раз олицетворение фарисейства в его неприглядном обличии. Молодой человек с надменным лицом, гладко выбритый по римской моде, делает карьеру в синагоге. Его не волнуют богословские поиски.
— Зато молодой человек рядом с Иисусом полностью погружён в беседу. У него такое одухотворенное лицо!
— Это кто-то из тех простых жителей Иудеи, которые первыми откликнутся на проповедь Христа и станут апостолами.
— А женщина у входа в храм — Богородица?
— Да, это Божия Матерь.
— Почему-то художник изобразил Её на заднем плане, в тени.
— Она и в жизни всегда держалась в тени, выполняла Свою Миссию тихо, смиренно и незаметно.
— Как талантливо Василий Поленов срежиссировал полотно! Столько персонажей, и у каждого — своя весомая роль.
— Это и создает мощный эмоциональный заряд. Картина «Среди учителей» похожа на сжатую пружину. В ней мастерски передан канун великого исторического момента. Вскоре пружина распрямится — и над Вселенной воссияет Крест, как символ победы над злом и смертью.
— Я потрясена вашим рассказом, Маргарита Константиновна. Но трудно сразу усвоить столько информации! Я, наверное, ещё раз приду посмотреть на произведение Василия Поленова «Среди учителей», подумать над ним.
— К этой картине стоит возвращаться не раз, и не два. Приходи почаще в Третьяковскую галерею, Наташа!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.