Протоиерея Александр Дьяченко, настоятеля Тихвинского храма в селе Иваново Владимирской области, называют одним из самых популярных современных православных прозаиков. Его увлекательными рассказами о приходской жизни зачитываются и священнослужители, и миряне. При этом сам отец Александр не любит называть себя писателем. Своё творчество он считает частью пастырского служения. Так или иначе, на счету автора — более десятка успешно изданных книг. Одна из них вышла в популярной «Зелёной серии надежды» Издательства Сретенского монастыря. Называется она «Телефон доверия и другие рассказы».
Эти истории — родом из интернет-блога, который отец Александр ведёт уже много лет. Батюшка вспоминает, что, когда открывал свою страничку в сети, совсем не ожидал такого живого отклика от читателей. Оказалось, что непридуманные истории из жизни простого сельского прихода интересны людям; многие находили в них поддержку и вдохновение, а кто-то, прочитав их, приходил в храм.
Действительно, рассказы священника Александра Дьяченко — простые, тёплые и искренние — сразу же глубоко западают в душу. Героев этих историй мы каждый день встречаем на улице, в автобусе, в магазине. Узнаём их в своих знакомых, а может быть, и в самих себе. Отчасти поэтому рассказы отца Александра оказываются понятны и близки сердцам читателей. А ещё — потому, что автор говорит в них о самом главном. О том, что в нашей непростой жизни мы не одиноки. Рядом с каждым из нас всегда — Бог. И порой Он обнаруживает своё присутствие тогда, когда совсем этого не ждешь, и там, где никак не думаешь Его встретить. В одном из рассказов своей книги «Телефон доверия» Александр Дьяченко вспоминает, как крестил тяжело больного младенца — дочь своего знакомого. Крещение пришлось проводить в больничном боксе. Батюшка прошёл внутрь, а родители малышки наблюдали за происходящим снаружи, через большое окно. Ребёнок почти всё время спал. Но когда батюшка, окунув палец в святую воду, начертал на лбу младенца крест — по-другому в условиях бокса поступить было невозможно — девочка вдруг открыла глазки и широко, во весь свой маленький беззубый младенческий ротик, улыбнулась. Родителей малышки поразил этот эпизод. После крещения отец ребёнка признался священнику, что в тот самый момент пересмотрел свою жизнь, и понял, как много в ней необходимо изменить.
Священник Александр Дьяченко считает, что только встреча с Богом может заполнить пустоту в сердце человека, который и приходит в этот мир, чтобы испытать любовь и самому ощутить свою нужность кому-то. В книге «Телефон доверия» батюшка открывает секрет: Тот, Кому мы очень нужны, Кто всегда любит и ждёт нас — совсем рядом. И если когда-нибудь у человека даже по непонятной для него самого причине появится хоть малейшее желание быть с Ним — в тот же миг Господь выйдет ему навстречу. Пройдет сквозь тернии и годы и сделает все от Него зависящее, чтобы встреча обязательно состоялась.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.