— Анечка, доброе утро!
— Здравствуйте, Андрей Борисович!
— Вы сегодня ранняя пташка! И смотрю, с этюдником. На пленэр собрались?
— Да, увлеклась акварелью. Еду в парк Кузьминки, в бывшую усадьбу князей Голицыных. Сделала там вчера несколько набросков, хочу продолжить.
— О, в усадьбе Кузьминки богатая фактура для живописи! Позвольте полюбопытствовать, что вы уже нарисовали. Хочется освежить в памяти облик этого архитектурного ансамбля.
— Конечно, с радостью покажу вам свои работы. Хотя их пока немного. В основном я рисовала маленький жёлтый особнячок в центре парка. Вот, смотрите.
— А, Ванный домик! Прекрасно, прекрасно! Вам удалось схватить его очарование! Получилось не менее трепетно, чем у Игоря Грабаря!
— У Игоря Грабаря? Он что, тоже рисовал это здание?
— Да, в 1904 году. Он тогда объезжал подмосковные имения — исследовал старинную архитектуру для составления многотомной энциклопедии «История русского искусства». По признанию Грабаря, Ванный домик пленил его своим совершенством, и под впечатлением от увиденного художник написал картину «Павильон в Кузьминках». Сейчас я вам покажу её в смартфоне. Вот, пожалуйста!
— Надо же, домик как будто не изменился за сто с лишним лет! Та же крошечная лоджия с двумя колоннами у входа, невысокий купол над крышей. Андрей Борисович, а почему вы называете этот павильон Ванным домиком?
— Потому что таково было его изначальное предназначение. Ещё в 1765 году в усадьбе Кузьминки по заказу владельца, князя Голицына, построили деревянный флигель с залой для мытья. А когда здание обветшало, на его месте возвели вот этот симпатичный каменный особняк.
— Судя по стилю, это произошло уже в девятнадцатом веке?
— Да, в 1816 году, по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди. Он работал в модном в то время стиле ампир.
— Как изысканно — баня в стиле ампир!
— Ванный домик можно назвать баней с большой натяжкой. Внутри павильона были обустроены гардеробная, столовая, гостиная и спальня. А в начале двадцатого века флигель утратил свою функцию и стал просто летней дачей. Её несколько лет снимала благотворительница Франциска Андреевна Леонгард. Она содержала детский приют. Здесь же, в усадьбе, было выстроено здание, где сироты отдыхали летом. К сожалению, оно не сохранилось.
— Хорошо, что Ванный домик уцелел!
— Это не совсем так. Судьба флигеля сложилась довольно драматично. После октябрьского переворота 1917 года здание реконструировали, чтобы приспособить под многоквартирный дом. В 1977-ом в Ванном домике устроили зал игровых автоматов. В девяностых павильон неоднократно горел, и, наконец, его остатки разобрали.
— Как такое может быть, если на картине Игоря Грабаря 1904 года Ванный домик выглядит так же, как сейчас?
— В 2008 году флигель восстановили. И сравнение с полотном Игоря Грабаря показывает, что новое здание соответствует проекту Жилярди.
— Я бы хотела увидеть работу Игоря Грабаря вживую!
— Для этого придется поехать в Саратов. Но я убеждён, что совершить путешествие стоит. Ведь «Павильон в Кузьминках» — уникальная картина. Это одновременно исторический документ и вдохновенное полотно, в котором передано свежее дыхание тёплого июльского денька, радость жизни.
«Картину Игоря Грабаря „Павильон в Кузьминках“ можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.